Рейт Бенедикт
Бенедикт Рейт (1454 – 1536), употребляются и другие варианты написания – Бенедикт Рид (Benedikt/Benedict, Rejt/Rieth/Reyd/Ried/Reijt), также известен как Бенеш или Бенедикт из Пистова. Известный чешский архитектор и военный инженер эпохи поздней готики.
Бенедикт Рейт, предполагаемый портрет архитектора. Фрагмент росписи Собора Св. Вита (Прага)
Биография
Национальность Рейта достоверно неизвестна, однако фамилия говорит в пользу его немецкого происхождения. В основном, Бенедикт Рейт известен своей деятельностью в Богемии, куда он был приглашен в конце XV века чешским королем Владиславом II (Vladislav Jagellonský). До этого периода Рейт работал в Саксонии в качестве мастера по фортификации. Первое документальное упоминание об архитекторе относится к 1489 г. – в этот период Рейт занимался укреплением обороны Града (Pražský hrad, крепость в Праге) в качестве военного инженера, а в 1490 году он возглавил королевское строительство. По заказу Владислава II Рейт проводит масштабную реконструкцию Старого королевского дворца (Starý královský palác). В 1502 г. король за многочисленные заслуги присваивает архитектору дворянский титул. В последнем периоде своей жизни Рейт занимается возведением зданий в северной Чехии, Силезии и других регионах. Умер мастер в 1536 г. (по другим сведениям, в 1534) в г. Лоуни (Louny), Чехия.
Старый королевский дворец (Starý královský palác)
Одна из самых значимых работ архитектора – реконструкция Старого королевского дворца в Праге. Возведенный еще в IX веке, дворец перестраивался не один раз, однако самые значительные изменения были произведены по проекту Бенедикта Рейта примерно в 1490-1510 годах. Новый тронный зал, ныне называемый Владиславским (Vladislavský sál), был построен вместо трех существовавших ранее залов прежнего дворца и являлся на момент своей постройки самым большим в Европе светским залом (длина 62 м, ширина – 16 м) со сводами без внутренних опор. Вместо традиционных для готических сооружений того времени массивных колонн нагрузку здесь несут расположенные вдоль стен пилястры. Особое очарование залу придают «лепестковые» своды – ребра переплетающихся нервюр образуют узоры в виде цветков. Большие окна оформлены скорее в духе Ренессанса, нежели готики: окна северного фасада декорированы пилястрами с каннелюрами (вертикальными желобками), а южного – полуколоннами. Владиславский зал нередко использовался для рыцарских поединков – для этой цели Рейтом была построена специальная «Рыцарская (Кавалерийская) лестница» (Jezdecké schody), по которой всадники могли въезжать в зал с площади прямо на лошадях. Свод лестницы, конструктивно аналогичный своду зала, поддерживается нервюрами, образующими правильные геометрические узоры.
Владиславский зал, Рыцарская лестница. Свод лестницы, конструктивно аналогичный своду зала, поддерживается нервюрами, образующими правильные геометрические узоры.
Владиславский зал (Vladislavský sál, Старый королевский дворец, Прага). Оригинальная система лепестковых нервюр поддерживает своды самого просторного из залов того времени
Постройка и реконструкция оборонительных сооружений
В качестве специалиста по укреплениям Рейт занимался постройкой и реконструкцией оборонительных сооружений. В Граде он возвел прочные стены, валы, построив при них новые башни – Далиборку (Daliborka, вблизи восточных ворот) и Мигулку (Mihulka, на северной стороне). В это же время им были возведены башня у западных ворот и новый двухэтажный дворец. К сожалению, эти постройки до наших дней не сохранились.
Соборы и церкви
Как и почти любой архитектор того периода, Рейт не мог не участвовать в постройке культовых сооружений – по поручению короля Владислава II он должен был завершить строительство Собора Святого Вита (Katedrála svatého Víta, Пражский Град, около 1512 г.). Строительство было остановлено практически сразу из-за недостатка средств – Рейт успел возвести только опоры среднего нефа и заложить северную башню.
Собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta, Прага). Жемчужина европейской готики, строился в несколько этапов в период с 1344 по 1929 годы
Наряду с другим известным чешским архитектором Матвеем Рейсеком, Рейт принял участие в одном из этапов строительства Собора Святой Варвары (Chrám svaté Barbory, Кутна-Гора). Свод центрального нефа выполнен в характерной для Рейта манере пересекающихся «лепестковых» нервюр, за декоративностью которых скрывается конструктивная основа перекрытий.
Собор Святой Варвары (Chrám svaté Barbory, Кутна-Гора). «Лепестковый» свод центрального нефа
Костел Святой Анны (Vilniaus Šv. Onos bažnyčia, Вильнюс). Небольшое прямоугольное здание с достаточно тонкими стенами и четырьмя парами стрельчатых окон, основную нагрузку несут расположенные между окнами колонны
Некоторые исследователи считают, что Бенедикт Рейт был автором проекта костёла Святой Анны в Вильнюсе (Vilniaus Šv. Onos bažnyčia, 1495–1500 гг.), чему есть косвенные исторические свидетельства. Одна из последних работ мастера – Церковь святого Николая в Лоуни (Kostel sv. Mikuláše, 1517-1538 гг.), в ней же он и был похоронен в 1536 г.
Церковь святого Николая в Лоуни (Kostel sv. Mikuláše), один из шедевров чешской архитектуры эпохи поздней готики.
Архитектурное творчество
1. Реконструкция Старого королевского дворца (Starý královský palác, Прага, около 1490-1510 гг.), в т. ч. строительство Владиславского зала (Vladislavský sál) и Рыцарской лестницы (Jezdecké schody).
2. Костёл Святой Анны в Вильнюсе, авторство достоверно не установлено (Vilniaus Šv. Onos bažnyčia, 1495–1500 гг.).
3. Фортификационные работы в Пражском Граде, в т. ч. башни Далиборка (Daliborka) и Мигулка (Mihulka).
4. Собор Святой Варвары, участие в одном из этапов строительства (Chrám svaté Barbory, Кутна-Гора).
5. Церковь святого Николая в Лоуни (Kostel sv. Mikuláše, 1517 - около 1536 гг.).