Леду Клод Никола
Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux) – яркий представитель французского классицизма, предвестник многих принципов модернизма. Родился 21 марта 1736 года в Дормане (Dorman), что находится в Шампани (Champagne).
Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux, 1736-1806 гг.)
Архитектурный почерк Клода Никола Леду
Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж.Ф.Блондель (J.F.Blondel) и Л.Ф.Труард (L.F.Truard). После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке, из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором». На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Возведение в Париже ряда особняков поспособствовало тому, что архитектор начал стремительно подниматься по карьерной лестнице и к 1773 году его назначили членом Королевской академии архитектуры. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Отталкиваясь от канонов классического стиля, он, тем не менее, перерабатывал их, отказываясь от излишеств декорирования, пышности и усложненных планов. Работая с использованием античных колоннад, портиков и ордеров, он привносит свое новаторское, аскетическое видение форм. Клод Никола Леду начинает сооружать общественные здания с ясными, конструктивно простыми формами и чистыми объемами, с мощной каменной кладкой и контрастностью геометрических пропорций. Строгое, оправданное, полезное и рациональное в формах – именно эти, приемлемые для него истины, оставляют неизгладимый след на любом произведении, которое он создавал.
«Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьенн ("Pavillon de musique" Madame du Barry à Louveciennes l'immobilier)
В1770-1771 гг., в поместье Лувесьенн (de Louveciennes) архитектор для мадам дю Барри (Madame du Barry) строит элегантный садовый павильон с кессонированными сводами с минимумом лепнины, строгим ордером, прямоугольными проемами дверей и окон.
«Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьенн ("Pavillon de musique" Madame du Barry à Louveciennes l'immobilier, 1770-1771 гг.)
Отель балерины М.-М. Гимар на шоссе д'Антен в Париже (Hotel de mademoiselle Guimard)
В 1770 году, для французской балерины Мари-Мадлен Гимар (Marie-Madeleine Guimard) архитектор проектирует отель (Hotel de mademoiselle Guimard), что расположен на шоссе д'Антен в Париже (rue de la Chaussée-d'Antin). Здание было выполнено в неоклассическом стиле. При реконструкции Парижа Эженом Османом здание было снесено.
Отель балерины М.-М. Гимар (Hôtel Guimard in the Chaussée d'Antin 1770 г.)
Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d'Arc-et-Senans)
Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. Развивая идею ренессансного “идеального” города, он считал, что домам, с определенным назначением, должна соответствовать конкретная форма. В виде шара он представлял дома людей, связанных с сельским хозяйством и садоводством, в виде вагины или фаллоса должны были строиться дома терпимости, куб должен был олицетворять дом сторожа и т.п. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comté), при рудниках с солевыми залежами. Основой планировки служил принцип построения центральной площади и улиц, радиально исходящих от неё к изолированным домам, увязанным в единый комплекс. При этом в каждый из этих домов должен был нести конкретную, направленную на воспитание человека цель. «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale d'Arc-et-Senans). В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. В итоге, королевская солеварня, включающая одиннадцать зданий, выполненных в неоклассическом стиле и расположенных в виде полумесяца, больше была похожа на дворец, а не на комплекс заводских помещений. Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. По сторонам центрального здания были размещены технические и промышленные постройки, за которыми располагались жилые помещения. В декорировании всех зданий были использованы античные архитектурные элементы и основные ордера в большом количестве. Расположенные в виде полумесяца здания были построены на средства, полученные благодаря государственной монополии на соль. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия.
Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d'Arc-et-Senans, 1775-1779 гг.)
Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon)
В 1775-84 гг. архитектор работал над проектом здания театра в Безансоне, Париж (Besançon, Paris). Он осуществил замену лож в полукруглом зале на «народные» амфитеатры, а в партере – там, где раньше стояли зрители, широкими рядами расположил скамьи. Протяженный фасад здания обрамляют коринфские многоколонные портики в духе палладианства. Крыша театра имеет форму усеченной пирамиды.
Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon, в1775-1784 гг.)
Таможенные заставы в Париже, Ла Виллет (Rotonde de la Villette)
В 1784-1789 годах, на подступах к Парижу, Клод-Никола Леду возводит пятьдесят своеобразных пропилеев, или таможенных застав. В их масштабных геометрических объемах уже чувствовался архитектурный язык стиля ампир – его торжественность и тяжеловесность. Особенностью этого стиля является масштабное применение ордерной системы, сопоставление концентрированных декоративных деталей с большими плоскостями стен. До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Остальные были сожжены и уничтожены. Две заставы находятся на площади Нации, две – на площади Денфер, одна ротонда расположена в парке Монсо, а другая ротонда – на заставе Виолетт. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний, и предельной выразительностью в своем замкнутом величии.
Ротонда Ла Виллет в Париже (Ledoux's Rotonde de la Villette in Paris, 1784-1789 гг.)
Все проекты Леду были собраны в 2-х томном издании, первый том которого был издан в 1804 г., а второй – лишь после его смерти, а именно, в 1847 г.
Умер Клад Никола Леду 19 ноября 1806 года, в Париже.
Наиболее известные работы Клада Никола Леду:
1. «Павильон музыки» мадам дюБарри в поместье Лувесьен ("Pavillon de musique" Madame du Barry à Louveciennes l'immobilier, 1770-1771 гг.),
2. Дом балерины М.-М. Гимар на шоссе д'Антен в Париже (Hôtel Guimard in the Chaussée d'Antin, 1770 г.)
3. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (Saline royale d'Arc-et-Senans, 1775-1779 гг.)
4. Театр в Безансоне (Le Théâtre musical de Besançon,1775-84 гг.)
5. Таможенные заставы в Париже, Ла Виллет (Rotonde de la Villette, 1784-1789 гг.)