Бароцци Якопо (Джакомо да Виньола )
Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola), настоящее имя Якопо Бароцци (Jacopo Barozzi, 1507-1573), итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Позднего Возрождения.
Архитектурные произведения Виньолы по большей части выполнены в стиле маньеризма. Наряду с Андреа Палладио и Себастьяно Серлио, он считается одним из самых выдающихся зодчих своей эпохи. Центральные произведения Виньолы, вилла Фарнезе (Villa Farnese) в Капрароле и церковь Иль-Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù) в Риме являются провозвестниками стиля барокко в архитектуре.
Джакомо да Виньола
Биография
Джакомо да Виньола родился в Болонье, где получил начальное художественное образование и некоторое время работал живописцем. В 1534 г. Виньола переехал в Рим, где обучался у Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло Младшего. В это же время он работал над иллюстрациями к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». В период 1541-1543 гг. Виньола по приглашению короля Франции Франциска I работал в Фонтенбло и Париже. После чего вернулся в Болонью. В 1546 г. поступил на службу к папе Юлию III, где совместно с Бартоломео Амманнати и Джорджо Вазари занимался возведением виллы Джулия (1551-1555). После смерти Юлия III (1555) Виньола по большей части находился на службе семейства Фарнезе. В числе прочего занимал пост секретаря Витрувианской академии в Риме. В своих произведениях Виньола тяготел к торжественной монументальности. Для мастера характерно стремление к развитию глубины пространственной композиции и обогащению традиционного стиля планировки.
Церковь Сант-Андреа (Chiesa di S. Andrea)
В построенной по его проекту церкви Сант-Андреа (Chiesa di S. Andrea) на Виа Фламиния в Риме был впервые реализован купол овальной формы, ориентированный длинной осью перпендикулярно направлению от главного входа к алтарю. Хотя общая композиция здания является вполне классической и уравновешенной (обрамляющий капеллы ордер и установленный на него расчлененный арочными ребрами и украшенный кессонами купол), в целом здание по своей динамике ближе к стилю барокко.
Церковь Сант-Андреа (Рим, Виа Фламиния)
В следующей, построенной Виньолой церкви, Санта-Анна-деи-Палафреньери (ныне являющейся приходской церковью Ватикана), концепция овального плана была реализована еще более полно. В 1550-х г. Виньола в качестве помощника Микеланджело принимал участие в возведении двух малых куполов собора св. Петра, а после его смерти в 1564 г. стал во главе проекта.
Вилла Фарнезе (Villa Farnese)
Длительное время (с 1559 по 1573 гг.) Виньола занимался достройкой одного из самых крупных строительных проектов Итальянского Возрождения – грандиозного пятиугольного укрепленного дворца (виллы) Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км от Рима). Нижний этаж виллы, обработанный рустом, стилистически весьма строг и напоминает крепостной бастион. К парадному этажу ведут две симметричных лестницы, выполненных в близком к барокко стиле, к верхним – пять псевдовинтовых изогнутых лестниц. При проектировании интерьера виллы Фарнезе (Villa Farnese) Виньола использовал идеи Донато Браманте, одного из основоположников архитектуры Высокого Возрождения. Наряду с характерными для маньеризма фонтанчиками и стрижеными кустами в саду виллы имеются рвы, оснащенные подъемными мостами.
Вилла (палаццо) Фарнезе (Villa Farnese, 1559–1573). Усадьба кардинала Алессандро Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км к северо-западу от Рима)
Вилла Джулия (Villa Giulia)
Построенная мастером в сотрудничестве с Амманнати и Вазари вилла Джулия (Villa Giulia) (Рим, 1550-1555 гг.) характеризуется осевой композицией и цельностью пространственной организации. Центром ансамбля служит средний двор, обрамленный эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц.
Вилла Джулия (Villa Giulia), внутренний двор (Рим, 1550-1555 гг.,) обрамленный эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц
Церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù)
Наиболее известная работа Виньолы – римская церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù), соборная церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), построенная в 1568-1584 годах в присущем мастеру духе маньеризма. Динамичная композиция единственного центрального нефа, окруженного боковыми капеллами, и ярко освещенное средокрестие визуально заметно увеличивают внутреннее пространство храма. Ярусы фасада композиционно связаны волютами и фронтонами. На плафоне церкви расположена уникальная фреска – изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени (в действительности фигуры написаны в одной плоскости).
Фасад церкви Иль Джезу (Рим). Здание построено в 1568-1584 годах в присущем Виньоле духе маньеризма
Церковь Иль Джезу (Рим), знаменитая «объемная» фреска. Изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени.
Архитектура церкви Иль Джезу впоследствии принималась за каноническую при возведении множества иезуитских храмов во всей Европе. Примечателен тот факт, что первоначальный проект, отвергнутый церковью, был подготовлен Микеланджело. Менее известные работы Виньолы – внешний фасад Порта дель Пополо (ворот стены Аврелиана, 1561, Рим) и незаконченный палаццо Фарнезе в Пьяченце (1558 г., по проекту Пачотти)
Вклад в теорию архитектуры
Впервые изданный в 1562 г., трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» благодаря четкому и последовательному изложению предмета на долгие века стал каноническим учебником для многих архитектурных школ, выдержав бесчисленное количество переводов и переизданий.