Лисбоа Алейжадинью
Лисбоа Алейжадинью / Минас-Жераис Антониу Франсиску Лисбоа (Aleijadinho / Antonio Francisco Lisboa) – бразильский скульптор и архитектор, представитель зрелого барокко. Родился 29 августа 1730 года в городе Вила-Пина (Бразилия). Он был сыном португальского переселенца, архитектора Мануэля Франсиску Лисбоа и рабыни-негритянки Исабелы. По происхождению он был рабом, но отец выкупил его, когда Алейжадинью был еще ребенком, и воспитывал вместе с остальными детьми.
Лисбоа Алейжадинью (Aleijadinho; 1730-1814) – бразильский скульптор и архитектор, представитель бразильского барокко
Формирование самобытности автора
Мануэля Франсиску Лисбоа еще в детстве заметил у сына художественный талант и максимально способствовал его развитию. С раннего возраста Антониу Франсиску Лисбоа знакомился с работами известных архитекторов, скульпторов, декораторов и непосредственно с проектами своего отца и дяди Антониу Франсиско Помбала. Алейжадинью, оказавшись лучшим учеником Мануэля Лисбоа, в последствии стал его помощником. Официально же он стал считаться мастером только после смерти отца. После смерти Мануэля Лисбоа Алейжадинью берется за постройку своей первой самостоятельной работы – церкви Сан-Франсиску ди Ассиз (Igreja São Francisco de Assis; Оуру-Прету; 1766-1794). Храм характеризует единство стиля, так как он выполнен одним мастером, который совместил в себе таланты скульптора, архитектора и декоратора.
Храм Сан-Франсиску ди Ассиз (Igreja São Francisco de Assis) – католическая церковь в Ору-Прету, Бразилия
Основной этап творчества
В 1757-1777 годах Алейжадинью занимался переделкой фасада храма Бон-Жезус-ди-Матузиньюс (Santuario de Bom Jesus de Matosinhos) в Конгоньясе. В храмовом ансамбле слились архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство. Часть фасада, выполненная Алейжадинью, орнаментирована очень рельефно и динамично, крупные объемы церкви визуально оторваны от основной части здания и перенесены во внешнее пространство храма: в изломы лестниц, статуи, их пьедесталы.
Церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс (Santuário de Bom Jesus de Matosinhos) – храм и памятник архитектуры в стиле барокко в Конгоньясе, Бразилия
Алейжадинью был в равной степени одаренным скульптором и архитектором. 1770-1780 годы очень значимы для его творчества. Он строит несколько церквей в Сабаре, Минас-Жераисе, Сан-Жуан-дел-Рей и Конгоньясе. Одновременно с этим он занимается декоративными скульптурными работами, которые выходят очень экспрессивными, но еще не достаточно совершенными. После 1780 года, в скульптурных работах Алейжадинью заметно, что он уже мастерски владеет этим видом искусства, работая с резьбой по дереву и камню на фасадах. В последующее десятилетие (1790-1800) Алейжадинью занимается в основном скульптурой. Как архитектор он работает только с целью создания необходимого фона для своих скульптурных творений и декора интерьера.
Работа над памятниками в Бон-Жезус-ди-Матузиньюс
Многие работы Алейжадинью берут свои истоки в народном искусстве Бразилии – эмоционального, экспрессивного, с символичными и заострёнными образами. Этими свойствами наделены его поздние работы. В первую очередь к ним относится памятники, посвященные героям антиколониального национально-освободительного движения Бразилии. Их можно увидеть в часовнях сада и в группе статуй пророков у главного фасада храма на центральной лестнице церкви Бон-Жезус-ди-Матузиньюс. В интерьерах часовень отчетливо видны образы «Страстей Христовых» (1796-1799). Они включают в себя шесть скульптурных групп из 66 статуй. Фигуры достаточно крупные (в человеческий рост) и каждая находится на отдельном постаменте. Скульптуры установлены на фоне окон или пейзажей, написанных на стене. Скульптуры двенадцати пророков (1800-1805), сделанных из голубого известняка, стоят на парапете, образуя монументальную композицию. Тонко проработаны детали одежды, выражения лиц статуй. Они не объединены между собой позой или действием, но в общем составляют цельный ансамбль.
Деревянные раскрашенные группы «Страсти господни» в церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс, Конгоньяс
Статуя каменного пророка на лестнице в церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс, Конгоньяс
Статуя каменного пророка на лестнице в церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс, Конгоньяс
Творчество бразильского скульптора и архитектора Алейжадинью было ограничено твёрдыми устоями барокко и религиозным функциями зданий. Но, несмотря на это, вся его работа наполнена глубоким смыслом и носит в себе черты самобытности автора. Его творчество достигло подлинных высот в искусстве и является национальным достоянием Бразилии. В 1968 году, благодаря отцу Франциско Баррозу Фильо, был создан музей Алейжадинью. Основная экспозиция находится в здании церкви Носа-Сеньора-да-Консейсау, при этом залы музея есть также в Храме Богоматери и церкви св. Франциска Ассизского. Здесь можно увидеть часть работ Алейжадинью.
Музей Алейжадинью. Он находится в ризнице церкви Носса-Сеньора-да-Консейсау
Основные работы Алейжадинью:
1. Фасад церкви Бон-Жезус-ди-Матозиньюс (Santuario de Bom Jesus de Matosinhos; Конгоньяс; 1757-1777).
2. Церковь Сан-Франсиску ди Ассиз (Igreja São Francisco de Assis; Оуру-Прету; 1766-1794).
3. Шесть деревянных скульптурных групп «Страсти господни» (церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс; Конгоньяс; 1780-1799).
4. Двенадцать статуй пророков (церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс; Конгоньяс; 1800-1805).