Накладной декор на фасадах
Объемный декор Зимнего дворца.
Археологические находки показали, что объемный декор присутствовал во времена древнейших цивилизаций Шумера, Вавилона, Ассирии, Египта. Раскопки доказывают, что объемный декор относится к временами фараонов Первой династии в Египте. Объемные изображения из золота, керамики, дерева, камня украшали стены храмовых и дворцовых сооружений. Проходя постепенный и медленный процесс развития, объемный декор достиг настоящих высот за полторы тысячи лет до нашей эры, в период Нового царства. Изначально объемный декор изготавливали из камня, затем было освоено производство керамических и гипсовых лепных изделий. Объемный декор в виде полос, спиралей, розеток, картушей украсил колонны, порталы, наличники окон. Нередко лепнину покрывали краской, создавая красочные выпуклые орнаменты в отделке храмовых сооружений, дворцов и погребальных сооружений. Когда накладной декор научились изготавливать из гипса, появились сложные лепные орнаменты и узоры.
Объемный декор древнеегипетского храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Настоящий расцвет объемного декора начался в эпоху Древней Греции, когда была сформирована ордерная система с ее эстетикой, пропорциями, символизмом. Зодчие внесли в древнегреческое искусство определенные художественно-декоративные элементы: карнизы, модульоны, пилястры, консоли, волюты, гирлянды, лепные капители. Этот накладной декор остался классикой и используется в украшениях фасадов до настоящего времени. Древние римляне еще больше обогатили рисунок объемного декора, добавив растительные мотивы. Среди элементов лепнины присутствовали виноградные и акантовые листья, гроздья, цветы, картуши, волны, рыбы, гирлянды, человеческие фигуры. Объемный декор Древнего Рима славился своей пышностью и напоминал роскошные букеты. Для создания лепнины в Риме начали применять бетон, что расширило ее использование в строительстве. После падения Рима искусство мастеров лепнины долгое время оставалось невостребованным.
Декор римской библиотеки в Эфесе.114-135 гг. н.э.
В раннем Средневековье романский стиль предполагал фасады с минимумом декора. В 12 столетии готика возродила искусство изготовления объемного декора из разных материалов. Среди разнообразного лепного декора присутствовали трилистники, кленовые, дубовые, ясеневые листья, крестоцветы, присутствующие в объемном орнаменте колонн, арок, наличников, потолков, стен. Объемный декор готики обогатился скульптурными и барельефными композициями, фигурами горгулий, херувимов (Вестминстерское аббатство, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, собор в Мюнстере).
Горгулья-водосток для отвода дождевой воды в соборе Мюнстера.12-16 вв.
Ренессанс возродил античный объемный декор фасадов. Из используемых материалов стал чаще использоваться гипс. Пример использования лепнины в Ренессансе: дворец Пандольфини во Флоренции.
Декор фасада дворца Пандольфини во Флоренции.
После разграбления Рима завершилась эпоха Возрождения, и объемный декор стиля барокко получил особенную пышность, украсив свободные пространства наружных и внутренних стен. Лепнина приобрела золотой, серебряный цвет, а формы обогатились растительными мотивами, сложными соединениями завитков, к ним добавились маскароны, изображения музыкальных инструментов, пальметты. Образцами объемного декора в архитектуре барокко могут служить Люксембургский дворец в Париже, Гранд-палас в Брюсселе, произведения Растрелли в России. Стиль рококо добавил к декору рокайль, фестоны, картуши с завитками.
Декор Люксембургского дворца в Париже. Построен для Марии Медичи по проекту Саломона де Бросса. 1615-31 гг.
Эпоха классицизма упорядочила накладной декор на фасадах, привнесла ритмичность и масштабность. Среди лепнины - гирлянды, венки, вазы, ленты, музыкальные инструменты, букеты цветов, листьев, ионики. Ампир добавил барабаны, флаги, трубы, колчаны, копья, факелы, шлемы, топоры - символы войны и победы.
Ампирный декор арки Главного штаба в Петербурге, архитектор К. Росси, скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский.
В эклектизме смешивались разные стили, этому способствовал и разнообразный объемный декор. Эклектику сменил модерн, в котором использовались новые материалы, такие как железобетон, который позволил создавать объемный декор самого разного размера. Среди накладного декора модерна: растительные мотивы, фантасмагорические фигуры, символы и знаки. В этом стиле выполнены сооружения Гауди, Орта, Салливена, Шехтеля с пластичными, сложными орнаментами. Сложный в исполнении модерн царствовал несколько десятилетий, и после начала первой мировой воны перестал активно применяться.
Фасадный объемный декор Каса Бартльо А. Гауди. Барселона.
Объемный и накладной декор на зданиях использовался в архитектуре разных стран и нередко служил отражением идеологии в определенные исторические периоды. Примером может служить сталинский ампир, советский классицизм, в которых использовались объемные изображения советских и революционных вождей и символов: пятиконечные звезды, герб, знамена, трубы, молот и серп, барабаны, пионерские галстуки.
Декор здания МГУ в стиле сталинский ампир. Москва.
В современном строительстве вновь в моде накладной декор на фасадах. Использование полимерных материалов позволило создавать лепнину на производственной основе партиями разных размеров. Широкий ассортимент и доступность полимерного лепного декора дает возможность украшать индивидуальные строения людей даже среднего достатка. Полиуретановый объемный декор служит долго, обладает прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к морозам. Его легко монтировать, он имеет небольшой вес, что позволяет крепить такой декор на стену из любого материала и не усиливать фундамент сооружения. Способ изготовления полиуретановой лепнины дает возможность создавать самый разнообразный орнамент. Для украшения домов можно использовать фасадный декор, который предложен в каталогах и буклетах, либо заказать по индивидуальным эскизам или по существующим образцам.
Автор текста: Марина Калабухова