Красивые декоративные решения, дизайн и интересный декор дома
Декоративное решение данного фасада приобщает его к классическим сооружениям.
С архаичных времен люди стремились придать фасадам сооружений определенную смысловую и символическую значимость, чтобы оказать воздействие на человеческое восприятие, выразить определенную идею через декоративное решение. Через искусство декора мастера передавали дух эпохи, отражали политические, религиозные и моральные воззрения общества. Здания возводились из камня и дерева, и в декоре фасадов использовались текстура и цвет материала. Постепенно усложнялись конструкции зданий, становилось все более сложным искусство декора. В качестве строительных материалов использовались те, которые было легче добыть в данной местности. Рассмотрим развитие искусства декора на примере России. В Древней Руси строили из дерева, так как древесина была доступным материалом. Резные декоративные украшения - наличники, ставни, карнизы, перегородки балконов и крыльца были свойственны деревянному зодчеству. Существовало большое количество приемов и художественных форм декоративных элементов, что придавало домам индивидуальность. Интересный декор присутствовал практически в каждом доме, делая древнерусскую архитектуру разнообразной и неповторимой. В каждом регионе существовали определенные традиции: например, новгородские мотивы присутствовали в сооружениях Севера и Среднего Поволжья. Орнамент резного декора зданий этих районов составлялся из прямых и косых линий, ромбов, розеток. В Поволжье традиционная корабельная резьба распространилась и на декорирование жилищ, украсив фасады, ворота, столбы. Красивые декоративные резные картины составлялись из фантастических птиц, символических фигур людей, русалок, львов, растений. В сегодняшнем строительстве ажурная резьба, которую выпиливали мастера в Древней Руси, может быть с точностью повторена с помощью современных материалов.
Современная ажурная резьба в традиционном русском стиле.
Во времена Петра декоративный дизайн стали создавать из камня, основываясь на западных технологиях. Приобщение к европейской культуре сказалось и на декоративном решении фасадов, которые начали украшать ордерными элементами. В то время на основе новых канонов красоты появились и иные архитектурные формы, декоративный дизайн, применяется определенная ритмичность расположения декора на плоскости фасада. В результате слияния классических мотивов и национальных идей появились неповторимые фасады, украшенные красивыми декоративными изображениями, основанными преимущественно на античном искусстве (в основном, римском). Среди декора - львиные головы, женские и мужские лица, гирлянды, венки, завитки, геометрический орнамент, барельефы с аллегорическими изображениями римской или греческой мифологии. Чаще всего декор располагался по основной оси окон, фронтона, портика, части фасада или всей линии фасада. Во времена барокко искусство декора в российском зодчестве обогатилось маскаронами, фигурами кариатид, атлантов, заменивших в некоторых строениях колонны, поддерживающих выносные части окон, карнизов, балконов, кровлю портиков. Лепнина эпохи русского барокко украшала наличники, фронтоны, плоскости стен.
Лепнина эпохи елизаветинского барокко. Архитектор Растрелли. Барочное здание Зимнего дворца построено в 1754-1762 гг.
В эпоху классицизма декоративный дизайн строго канонизирован ордерной системой. Замковые камни, которые встречают усилие конструкции арок и расположенные по центру над окнами и дверями, оформлены в виде масок львов или человеческих лиц. К декоративным решениям русского классицизма относятся рельефные горизонтальные композиции с мифологическими сюжетами, которые языком аллегории передают о назначении сооружения: суд, работный дом, школа, университет, театр, библиотека, больница, почта и т.д. Такой рельеф располагался в центре фасада над окнами одного из этажей. Горизонтальные барельефы в сочетании с розетками, медальонами образовывали ленточный декор и опоясывали здание. После победы над Наполеоном искусство декора акцентировалось на изображении военных трофеев: доспехах, оружии, лавровых венках, фигурах славы, трубах, барабанах, флагах. Здания в Петербурге украшали атлантами, кариатидами, сюжетными композициями и барельефами.
Кариатиды зданий на Невском проспекте.
Декоративное решение эпохи российского модерна выразилось в лепном изображении растений, сложных завитков, стилизованных фигур людей, фантастических животных, рыб, птиц, змей, летучих мышей. Одним из основных предметов декора является женская маска с развивающимися волосами, которые оплетают оконные и дверные рамы.
Декор-модерн дома Айсидоры Дункан по проекту архитектора М. Казакова.1904 г.
Возрождающийся в начале 20 в. неоклассицизм вернул в искусство декора медальоны, маски, летящие фигуры Славы. Во времена конструктивизма дизайнерский декор утратил свое значение на некоторое время. Вновь мотивы классики, ампира вернулись в сталинском классицизме, к ним добавились военная атрибутика, символы советской эпохи, орудия труда, фигуры рабочих, военных, колхозников, вождей.
Советская символика в дизайнерском декоре СССР.
Современное строительство для создания интересного дизайнерского декора по мотивам исторических стилей использует в основном искусственные материалы, такие как полиуретан, деревокомпозит, стеклофибробетон. Легкие, надежные, прочные они могут имитировать натуральные материалы: камень, гипс, бетон, дерево. Демократические цены и легкий вес позволили создавать красивый декоративный дизайн частных домов небольших размеров, при этом нет необходимости строить укрепленный фундамент, а также усиливать стены.
Автор текста: Марина Калабухова