Скульптурный декор классик
Барельеф с восточного фриза Парфенона. Посейдон, Аполлон и Артемида. Мрамор. 440 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя.
История скульптурного декора классики насчитывает не одну тысячу лет. В Древней Греции населившие ее территорию дорийцы начали создавать фронтонные скульптурные композиции. Развитие скульптурного декора классики времен античности шло от неглубокого рельефа к объемной скульптуре, от полного соответствия тектонике конструкции (век Перикла - вторая половина 5 в. до н.э.) до выхода скульптуры из подчинения архитектурным рамкам (период эллинизма).
Рельефы Парфенона (музейный экспонат), 5 в. до н.э.
Рельефный декор-классик начинает развиваться в архаичный период, а объемные, отдельно стоящие фигуры появляются в эпоху высокой античной классики. При этом неизменным оставался принцип переднего плана, когда и объемные скульптуры, и низкорельефные изображения являлись фронтальными. Таким образом, фронтальность композиций свойственна всему декору в греческих сооружениях. Впоследствии эту особенность античного декора использовали в декорировании фасадов и в эпоху классицизма.
Фронтальный симметричный декор храма Артемиды на острове Корфу. 580 г.до н.э.
Периоду архаики свойственен невысокий рельеф, который не выходил за ограничение плоскости изображения. К примеру, метопы святилища Геры около Пестума (6 в. до н.э. Хранятся в Национальном музее в Палермо) были декорированы низким рельефом, который обладал композиционным ритмом и не выходил за определенные рамки.
Метопа храма "С" в Селинунте "Похищение Европы".
При переходе от архаики к развитой античности декор классики становится все более свободным от каких-либо ограничений и рамок. Примером изменений, которые претерпевал декор классики античного периода, может служить храм Афины Афайи на острове Эгина. Декор храма демонстрирует разный подход в архаике и классическом периоде античности, поскольку западный и восточный фронтоны храма украшались в разное время. Восточный фронтон (480-470 гг. до н.э.), представлял первый поход ахейцев против троянцев, и был создан раньше, чем западный (510-500 гг. до н.э.), рассказывающий о втором походе с участием эгинских воинов. Неизменной на фронтонах оставалась симметрия классического декора относительно центральной фигуры - богини Афины. Рисунок на щитах и одеждах был окрашен или позолочен. Отличие восточного и западного фронтона заключается в том, что на фронтоне архаичного периода художник из раскрашенных фигур составил своеобразный орнамент, который привлекал зрителя своей декоративностью. Мастер более позднего изображения стремился сделать акцент на реалистичности изображения фигур и сюжета. Кроме того, фигуры западного фронтона имеют больший объем, чем на восточном, и свободно установлены на площадке фронтона, выходя за рамки контура.
Модель храма Афины Афайи на острове Эгина с декорированным восточным фронтоном.
Приемы использования декора классики в разных стилях
Приемы и способы декорирования зданий объемными изображениями, построение композиций, масштабные соотношения фигур использовались в исторических европейских стилях, опирающихся на античную классику. Такой декор характерен для римской классики, где он был обогащен фигурами и символами из национальной мифологии и героики.
Визуализация сооружений Древнего Рима, декорированных скульптурами и рельефом. Храм Сатурна, Храм Веспасиана, Ростра, Храм Согласия, Триумфальная арка Септимия Севера. Табуларий на заднем плане.
Затем объемный декор-классик украшал готические сооружения. Здесь на смену поклонения телесному и материальному пришла визуализация образов святых, персонажей из религиозных трактатов, мифологических чудищ - горгулей, призванных охранять здания от злых духов и бед.
Скульптурный декор готического собора Шартр (Chartres) во Франции. Порталы фасада украшены скульптурными композициями, объединенные единым библейским сюжетом. 12-13 вв.
Среди декора в эпоху готики встречаются самые разнообразные элементы, являющиеся определенными символами. Например, рельефные условные изображения Солнца, олицетворяющего Божественный свет.
Барельеф "Солнце", сделанный из полиуретана, украсит современное строение в стиле неоготики.
В Ренессансе декор-классик, украшавший здания, демонстрировал более реалистичные формы и сюжеты. Примером может служить оформление Кантории во Флоренции, стены которой украшены объемными изображениями танцующих и поющих детей, созданных в реалистической манере. В оформлении Кантории принимали участие Донателлло (Donatello. 1386-1466 гг.) и Лука делла Робиа (родился в 1399 или 1400 г.) Работа Донателло очень динамична, в ней фигуры наслаиваются друг на друга, создавая ощущение моментального взгляда на движущихся людей, заслоняющих друг друга. Подвижность подчеркивается непрерывностью рельефного изображения. Лукка де Робия же создает отдельные объемные композиции, разделяя их пилястрами.
Лука делла Роббиа. Композиция изображения группы поющих детей. Кантория. Мрамор. 1438 г.
В эпоху барокко объемный декор-классик претерпевает изменения, становясь более пластичным, приобретая большие размеры, иногда не соответствующие по масштабу размерам фасада. Основная тема декора - символы религиозности, духовности, поэтому преобладают объемные изображения святых, ангелов в сочетании с растительным узором. Примером может служить церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана (San Carlo alle Quattro Fontane) в Риме. Здесь скульптурный декор заполняет практически все пространство стен небольшого здания, у которого срезан угол, где расположен фонтан, окаймленный объемной крупной лепниной.
Сан Карло алле Куатро Фонтана (San Carlo alle Quattro Fontane). Архитектор Барромини. 1638 - 1677 гг. Рим.
Для стиля характерны также разнообразные маскароны, украшающие стены.
Маскарон "Лев". Барельеф из полиуретана.
Скульптурный декор-классик был востребован в эпоху классицизма в 18 в., в котором фигуры приобрели большую торжественность. Однако, они использовались в гораздо меньшем количестве, чем в барокко, оставляя стены гладкими. В последующих воплощениях классицизма эта тенденция в основном сохранялась. Образы и сюжеты скульптурного декора фасадов зданий зависели от национальных особенностей страны, идеологии, мировоззрения общества, которые существовали в момент создания сооружения.
Большой театр. Классический фасад театра декорирован скульптурами муз Эрато и Терпсихоры, над фронтоном установлена квадрига Апполона, скульптора П. Клода (квадрига в античности считалась символом военных побед, в классицизме европейском Апполон в квадриге - символ изящных искусств, в ампире квадриге возвращалось ее триумфальное значение).
В новых сооружениях, созданных в историческом стиле, можно использовать изделия фабрик, производящих декор в стиле классики. Изготовленный на современных фабриках декор-классик имитирует гранит, мрамор, гипс, металл, различные покрытия, он может быть окрашен, позолочен или посеребрен. Благодаря особенностям и широким возможностям такого декора можно воссоздать внешний облик сооружения из любого исторического периода. Изготовленный на современных фабриках декор-классик из технологичных материалов украшает фасады новых строений и зданий после реставрации. Очень популярен в последнее время полиуретан, свойства которого позволяют изготавливать любые элементы декора: молдинги, розетки, карнизы, пилястры, колонны, объемную лепнину: барельефы и горельефы, скульптурные композиции.
Пример использования классического декора, сделанного из полиуретана.
Используя фабричные изделия, предлагаемые изготовителями полиуретанового декора, можно подчеркнуть классический стиль дома, облагородить фасад, придать зданию особую торжественность.
Автор текста: М. Костин