Орнамент декора в стиле модерн в архитектуре
Модерн в архитектуре характеризовался яркой выразительностью и декоративностью.
Модерн в архитектуре. Дом Зингера в Петербурге. Проект архитектора Павла Сюзора. 1904 г.
Стиль модерн в архитектуре появился на волне художественного протеста против устоявшихся канонов и традиций зодчества, а также подражательной манере эклектики. Во многом модерн обязан своим появлением развитию технологий в области материалов и строительства. Появление такого материала как железобетон дало возможность создавать сложные криволинейные фасады, карнизы, оконные и дверные проемы. Мода на модерн существовала недолго: если 1886 г. считается началом развития стиля, то уже после начала Первой мировой войны в 1914 г. стиль пришел в упадок. Модерн в архитектуре очень разнообразен и вариативен, в его многочисленных направлениях можно найти всевозможные формы, мотивы и цветовые сочетания. Традиционно стиль модерн в архитектуре считают приверженцем растительных мотивов, не использующим углы и прямые линии. Однако, наряду с таким видом модерна существовал и прямолинейный, геометрический модерн, не терпевший никаких украшений и криволинейности. Основная особенность, объединяющая все направления этого стиля - необычность, неповторимость, несхожесть с предыдущими стилевыми направлениями, несмотря на использование некоторых элементов из архитектуры прошлого. Модерн в архитектуре наследовал традиции зодчества Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Африки. Однако мастера стиля не копировали образцы прошлого, а лишь заимствовали из них художественные мотивы, подвергая их свободной интерпретации. Нередко архитектура модерна строится по принципу "изнутри - наружу", то есть сначала планируются внутренние помещения, и, исходя из внутренней планировки, формируется пространственное решение дома, что в дальнейшем отражается на его внешнем виде. Такой подход в архитектуре модерна привел к появлению асимметричных зданий с необычными формами и элементами конструкции. Другой вариант модерна в архитектуре - определенная идея, которая находит свое отражение в декоре фасадов и внутренних помещений и превращает здания в фантазийные сооружения.
Каса Батло. Дом, в котором воплощена национальная идея каталонцев - победа над драконом. Архитектор Гауди, Барселона.
В период властвования стиля модерн в архитектуре организовывались творческие мастерские, объединения, где над конкретным заданием совместно работали архитекторы, скульпторы, декораторы, художники-прикладники, резчики по камню и дереву, литейщики. Такое сотрудничество было необходимо, так как в основном (за исключением "геометрического модерна") для стиля характерны орнаменты, составленные на основе природных форм: изогнутых стеблей, листьев, лепестков, завитков волос. Орнамент наносился на стены в виде росписи, объединялся в мозаичные панно, вырезался на дереве или воплощался в металле. Орнамент в стиле модерн содержал изображения павлиньего хвоста, длинные лебединые шеи, волны. Популярна была непрерывная линия, названная "удар бича", которая стала отличительным признаком орнамента в стиле модерн. Эту линию сравнивали с биологическими формами и считали, что она вызывает ассоциацию с живым организмом. Такой модерн-декор использовали в своих сооружениях В. Орт (Victor Horta. 1861 - 1947 гг. бельгийский архитектор), Г. Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.), Маркуш Гейза (венгерский архитектор).
Дворец «Цифра Палота» (Ornamental Palace). архитектор Маркуш Гейза (Géza Márkus), 1902 г., г. Кечкемет. Болгария. Закругленные контуры фасада декорированы орнаментом в стиле модерн - психоделическим узором, основанным на фольклорном рисунке.
Несмотря на свою яркость и неординарность, стиль модерн в архитектуре не смог приобрести "государственный статус" и получил развитие преимущественно в строительстве домов для богатых заказчиков: городских особняков, магазинов, многоквартирных доходных домов, которые хотели поразить воображение и произвести впечатление людей неординарных. Фантазия архитектора в таком случае не была ограничена материальными средствами и жесткими правилами, поэтому здание формировалось свободно, на основе пожеланий заказчика. Декор и форма фасадов принимали необычные формы, образуя совместно с внутренним убранством единый комплекс.
Стиль модерн в архитектуре разных стран
Каждая страна дала собственное название новому стилю. В Бельгии, как и во Франции, его называли "ар-нуво". В Англии - "либерти", в России новый стиль получил название "модерн", в Германии - "югендстиль", в Австрии - "сецессион". Венский сецессион - практичный стиль с простыми и правильными геометрическими формами. В произведениях сторонника этого направления - А. Лооса нет декора, так как архитектор считал орнамент "лепетом живописи". Произведения А. Лооса (Adolf Loos) - дом Мюллера в Праге в (1928-1930 гг.), сельский дом Кунера в Пайербахе. Австриец Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann; 1870—1956гг.) построил в Брюсселе Дворец Стокле (1911г.) - вестник приближающегося функционального стиля.
Дом Мюллера в Праге - представитель геометрического модерна в архитектуре. Идея заключалась в планировке внутреннего пространства на основе кубов, составляющих объем дома. Архитектор А. Лоос. 1928-1930 гг.
Отто Вагнер (Wagner, Otto. 1841–1918 гг.) представил иной модерн в архитектуре Вены в расписном здании Майолике-хауз (Majolika_house) (1898), Здании почты в Вене (1910).
Бельгийский архитектор Виктор Орта стоял у истоков европейского модерна в архитектуре. Поверхность фасада особняка Армана Сольве (1895—1900 гг.), построенного В. Ортом, напоминает морскую волну — это впечатление возникает благодаря пластичной линии фасада, ограждениям балконов, образующим единую композицию.
Особняк Сольве. архитектор В. Орт. 1895—1900 гг. Брюссель, Бельгия.
Модерн в архитектуре Брюсселя - отель Тассель демонстрирует новые архитектурные формы. Архитектор В. Орта.
Другой брюссельский архитектор, творивший в стиле модерн, - Арман ван Васберхе (Armand van Waesberghe. 1879-1949 гг.) С 1896 по 1902 гг. он возвел в Брюсселе девять домов. В своих произведениях мастер объединил модерн и готические мотивы.
Дом в стиле ар-нуво на площади Гутенберг, 8 (Square Gutenberg, 8). архитектор А.ван Васберхе (Armand van Waesberghe). 1898 г. Брюссель.
В Чехии в стиле модерн строил Ян Котера (Kotera. 1871-1923 гг.).
Общественный дом в Простеёве. Архитектор Я. Котер. 1905 - 1907 гг.
Эктор Гимар создавал модерн в архитектуре Франции: павильоны станций парижского метро, дом Мецзара в Париже. В Испании творил Антонио Гауди, который сочетал талант инженера, конструктора, архитектора и декоратора, в результате чего его произведения приобретали неповторимый вид, который делал здание похожим на фантастическую скульптуру. В основе работ Гауди лежит использование такого пластичного и прочного материала как железобетон. Работы Гауди: Каса Батло (1906), Каса Мила (1910), Парк Гуэль (1914) собор Саграда Фамилия.
Фантастический собор Саграда Фамилия (Святое семейство) продолжает достраиваться и сейчас. Архитектор Гауди, Барселона.
В русской архитектуре модерн нашел свое воплощение в церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1882 г) - плод совместной работы художников В. Поленова, В.Васнецова, А Мамонтова. В русском модерне отчетливо просматривались черты национального зодчества: дом Перцова в Москве (1907 г.) по проекту С.Малютина и Н.Жукова. Однако, некоторые сооружения напоминали и европейские образцы: гостиница «Метрополь» архитектора В.Валькота (1903 г.), памятник модерна - Дом "Зингер" (ныне "Дом Книги") в Санкт-Петербурге (1902-1904 гг. архитектор П. Сюзор). Еще один образец русского модерна - магазин Елисеева (1902-1903 гг. архитектор Г. Барановский). Ф. Линдваль построил в Петербурге гостиницу "Астория" в 1913-1914 гг. Среди сооружений модерна в архитектуре Москвы: особняк Рябушинской, особняк Дерожинской архитектора Ф. Шихтеля, особняк Миндовского, дом архитектора Л. Кекушева, дом Сокол архитектора Машкова.
Гостиница Метрополь в Москве. Архитектор В. Валькот. 1903 г.
В США получила известность чикагская школа модерна Луиса Салливена (Louis Henry Sullivan; 1856 -1924 гг.), сторонника сочетания органической и рациональной архитектуры.
Здание Thrift Building. Архитектор Луис Салливен.
Период стиля модерн в архитектуре по-разному оценивался критиками. Кто-то вообще не склонен рассматривать его как самостоятельный стиль, другие видели в нем признак упадка, а третьи видели в модерне определенный этап, важный для дальнейшего развития архитектуры. Этот стиль продемонстрировал, что возможны новые подходы к украшению зданий, предложив специфический модерн-декор, который выступал в гармонии с пластичными фасадами и архитектурными элементами.
Бывший доходный дом К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте (д.13). Архитектор Шауб В.В. 1903 г.
Изобретательность стиля доказала, что невозможное - возможно, а то, что казалось сказкой и фантастикой, мастер способен воплотить в жизнь. Модерн-декор, необычные конструкции и фасады и сейчас вызывают интерес у людей творческих, обладающих широкими взглядами, умеющих воплотить свои желания в жизнь и не боящихся нового и непривычного.
Барельефы на фасаде доходного дома К.Х. Кельдаля на Каменноостровском проспекте.
Ныне для изготовления декора используют не только традиционные материалы, но и искусственные, например, полиуретан. Характеристики этого материала позволяют создавать оригинальные изделия, а также делать точные копии с фасадных элементов известных исторических сооружений.
Барельеф из полиуретана, созданый на основе декора фасада бывшего доходного дома К.Х.Кельдаля на Каменноостровском проспекте.
Дом с элементами модерна и пластичным декором из полиуретана.
Автор текста: М. Костин