Лепные панно и барельефы
Барельефы Кёльнского собора.
Лепные панно и барельефы - разновидность скульптурного декора. На барельефах изображали сюжетные сцены из жизни богов, баталии, празднества, композиции с участием человеческих и звериных фигур, символов и различных атрибутов военных или бытовых. В древности панно и барельефы изготавливали из камня, дерева, бетона, отливали из гипса, бронзы, алебастра. Рельефные изображения характерны для архитектуры Древней Индии, Ассирии, Персии, Египта, Греции и Рима. Встречаются углубленные (в том числе койланаглиф - полный рельеф) и низкие рельефы, выпуклые и углубленные (контррельефы).
Глубокий рельеф. Фрагмент рельефа певческой трибуны в соборе Санта Мария дель Фьоре. 1431-1438 гг. скульптор Роббиа.
В Древней Греции создавались изображения динамичные и напряженные, при этом обычное направление динамики слева направо либо вперед, в сторону зрителя. В ордерной системе панно, барельеф украшали фронтоны, фризы. Сюжеты и композиции этого декора соответствовали посвящению и назначению храма или дворца. Панно и барельефы со святыми, членами Святого Семейства, символами христианства и язычества, астрологическими знаками обильно украшали готические храмы. В эпоху Возрождения были распространены барельефы с низким рельефом - фигуры людей и животных лишь немного выступают над плоскостью, а фон - лишь намечен рельефом. Такие барельефы получили название живописных. В них использовалась перспектива и фоновые элементы: например, волны, солнечные лучи, облака, деревья. Живописные барельефы передавали дальний план с фигурами на переднем плане, значимость которых хотели подчеркнуть.
Живописный барельеф в церкви Сан-Антонио. Донателло. 1446–1450гг. Падуя.
Часто панно, барельефы эпохи Ренессанса создавались многоплановым рельефом, когда изображалось несколько поверхностей. На многоплановых панно изображали разнообразные фигуры на фоне ландшафтов, пейзажей. В панно и барельефах с несколькими планами использовали светотень, создающую иллюзию пространства.
Многоплановый барельеф. Фрагмент восточных ворот баптистерия. Л.Гиберти 1425–1452 гг., Флоренция.
Рельефы очень низкой высоты получили название "сплющенных". Такой декор был распространен в Италии в 15 в. благодаря работам Донателло. Этот тип требовал особого мастерства исполнителя. Панно чаще всего изготавливают на плитах, которыми затем отделывают поверхности стен, фриз, фронтонов. Барельефы украшают как стены, так и замковые камни над окнами и дверьми, фризы, фронтоны. Обычно барельефы имеют прямоугольную или круглую форму, иногда приобретают вид ленты, опоясывающей здание. В России панно и барельефы появились и получили широкое распространение в петровские времена, когда мода из Европы завоевала Русь. Известны работы скульпторов: М. Козловского, А. Матвеева. Нередко авторы скульптурных работ оставались неизвестными. При оформлении зданий в России лепными панно и барельефами часто использовались заимствованные сюжеты из греческих мифов: например, фавны, жертвоприношения Вакху, купидоны, музы, греческие боги. На орнаментальных и ленточных барельефах изображались маски, гирлянды, музыкальные инструменты, цветы, канделябры, трофеи. Обычно панно, барельефы служили для обозначения функции здания. Например, манежи украшены лепным изображением конных отрядов, оружия, символов победы. Храмы декорировали ангелами, сюжетами из Библии, христианской атрибутикой. Купцы предпочитали украшать свои дома панно и барельефами с символами торговли. На театрах, музеях встречается лепное изображение Аполлона, муз, атрибутов искусства. Барельефы публичных библиотек демонстрируют символы науки: книги, письменные принадлежности. Таким образом, в исторической архитектуре лепные панно и барельефы выполняли не только эстетическую, но и информационную функцию (Петровские ворота Петропавловской крепости украшены барельефом «Падение Симона-волхва», на фасаде Летнего дворца изображены аллегорические сцены, символизирующие победу над шведами).
Барельеф «Падение Симона-волхва» на Петровских воротах Петропавловской крепости. скульптор К. Оснер.
В русском классицизме используются лепные панно и барельефы с сюжетами из бытовой жизни, однако, специалисты указывают на то, что часто композиции повторялись, что со временем привело к упадку этого вида скульптурного декора. В период моды на эклектику стали создавать барельефы с историческими сценами, появились портретные изображения известных людей. Рельеф стал более высоким, что придавало фасадам большую пластичность.
Портрет-барельеф графа Муравьева-Амурского. 1908г. Иркутск.
Модерн обогатил панно и барельефы растениями, животными, птицами, фантастическими существами. Сюжетные сцены вышли из моды, сменившись аллегорией. Барельефы с символическими фигурами стали располагать в нетрадиционных местах: они могли появиться около дверей, под кровлей, на пилястрах.
Барельеф в стиле модерн на Доме с Зонтиками - Casa del paraguas. архитектор Жозеп Виласек-и-Касановас. 1883 г. Барселона.
В СССР панно и барельефы приобрели идеологический характер, демонстрируя революционные, трудовые, военные сюжеты, атрибутика советской власти: флаги, гербы, партийные символы.
Барельефы на здании МИДа в Москве. архитекторы М. Минкус и В. Георгиевич Гельфрейх. начало 1950-х гг.
Сейчас панно, барельефы используются при строительстве и реставрации общественных и частных домов в исторических стилях.
Дом с барельефами в стиле королевы Анны.
Наряду с традиционными материалами для создания барельефов используются новые искусственные материалы из полимеров, такие как полиуретан. Полиуретановые рельефные изображения обладают большой точностью в воспроизводстве мелких деталей.
Барельеф из полиуретана подойдет для оформления фасада в любом стиле.
Они долго служат, не разрушаются под действием температур, влаги, агрессивных сред, благодаря малому весу не требуют усиления фундамента. Можно выбрать готовые панно и барельеф по каталогу, либо заказать по индивидуальному эскизу или по известному историческому образцу.
Автор текста: К. Максимов