Лепные элементы фасада
Лепнина на Палаццо деи Консерватории (Palazzo dei Conservatori), 15 в. ( в 1560-х годах дворец перестроили по проекту Микеланджело).
Первые элементы лепнины появились еще в Древнем Египте. При возведении храмов в Древней Греции лепной декор украшал карнизы зданий, фасады и колонны, став обязательным элементом ордерной системы и одним из ее отличительных признаков. У древних римлян лепные элементы напоминали лавровые ветви, виноград, фрукты, цветы, листья аканта, дельфины, раковины, морские волны, рыбы и животные. Римляне ввели в лепной декор военные атрибуты: луки, стрелы, топоры, гербы, щиты. На карнизах и фризах изображались целые сюжетные композиции. В Риме для изготовления лепнины стали использовать изобретенный в то время бетон и "стукко" (смесь гипса, алебастра, мраморной крошки). Римская лепнина, наряду с греческой, легла в основу многих стилей и направлений в архитектурном декоре. После разрушения Рима искусство пришло в упадок, у строившихся в то время зданий появились мощные мрачные фасады с минимумом декоративных элементов. В 12 в. получила распространение готика, оживившая архитектуру европейских храмов ажурными лепными элементами. Основные изображения: виноградные, дубовые, кленовые, ясеневые листья, трилистники, крестоцветы (Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор).
Ажурная готическая лепнина. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), 1163- 1345 гг. Среди архитекторов Жан де Шель, Пьер де Монтрей.
В этот год молодые флорентийские художники, не выиграв конкурс по оформлению дверей Баптистерия во Флоренции, выехали в Рим, где делали зарисовки древних развалин, пытаясь художественно воспроизвести разрушенные фрагменты. Когда художники вернулись во Флоренцию, они стали использовать приобретенные знания о древнем зодчестве, предложив античность в качестве идеального образца и в отношении пропорций, и в отношении декора. Рим был разграблен в 1527 г., с которого и считается завершение эпохи Ренессанса.
Но только во времена Ренессанса (1401 г.- 1527 г) элементы лепнины украсили фасады городских и общественных сооружений, особняков, вилл, дворцовых сооружений. Ренессансная лепнина большей частью производилась из специально подготовленных цементных смесей. В качестве образцов для лепных элементов на фасадах сооружений использовались античные примеры (собор Святого Петра в Риме, флорентийский дворец Пандольфини Рафаэля).
Лепной декор на фасаде собора Святого Петра в Риме.
Наиболее прославила лепнину эпоха барокко. Характерными для барокко были крупные объемные изображения. Лепные элементы густо украшали фасады, колонны, фронтоны, фризы, наличники окон, дверные проемы, внутренние стены и потолки, камины. Существовало большое разнообразие форм: волюты, розетки, гирлянды из цветов, плодов, листьев, свитки, пальметты, маскароны. Использовались карнизы, пилястры, сандрики, молдинги, модульоны. Широко применялись для украшения зданий скульптурные композиции и барельефы. (дворцы Растрелли в России, Версальский дворец).
Версальский дворец (Versailles) с лепниной в стиле барокко. Ведущие архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. начало строительства 1661 г. Франция.
В 18 в. стиль рококо перенял многое из барокко, однако сделал лепные элементы более изящными - в них преобладали ангелочки, сердечки, завитки, листья, цветы, венки, раковины.
Декор в стиле рококо. Сан-Суси в Потсдаме (Германия).
В конце 18 в. при Людовике XVI в моду вошел классицизм, который вернул лепным элементам сходство с греческими и римскими образцами. Декоративная лепнина лаконична: пилястры, каннелюры, арки, кессоны. Среди сюжетов рельефных изображений: гирлянды, банты, ленты, животные, музыкальные инструменты, вазы и букеты цветов, античные орнаменты.
Строгая лепнина в стиле классицизм. Таврический дворец (1783- 1789 гг.) Проект архитектора И. Старова. Санкт-Петербург.
В эпоху ампира часто в украшении зданий использовались лепные элементы военной тематики: копья, топоры, колчаны, шлемы, венки, щиты, шлемы, луки, а также лепные рельефы в духе Древнего Египта, вазы в этрусском стиле. В середине 18 в. модной стала эклектика, совмещавшая элементы лепнины разных стилей, а в конце 18 - начале 19 вв. много внимания уделяли модерну. Архитекторы, творившие в этом стиле, стали использовать не только бетон и гипс для создания декоративных деталей, но и новый материал - железобетон. Образцами являются творения Антонио Гауди, Виктор Орта, Федор Шехтель и американец Луис Салливен и других модернистов.
Лепнина галереи в парке Гуэль (1900—1914 г). Архитектор Гауди. Барселона.
В России лепнина вошла в моду в эпоху барокко в 17-18 вв., отразившись в сооружениях Санкт-Петербурга и Москвы и сочетаясь с национальными мотивами. В советский период элементы лепнины приобрели римские черты в сочетании с мотивами ампира и соцреалистическим направлением: пятиконечные звезды, изображения земного шара в разорванных цепях, шлемы, щиты, мечи, серп и молот, барельефы с фигурами рабочих и крестьян, рельефные изображения вождей, флагов, сцены военных баталий и мирного труда. Также уделялось внимание венкам, картушам, розеткам, акантам, гирляндам. Эти элементы лепнины украшали станции метрополитена, дворцы культуры, учебные и медицинские заведения, муниципалитеты и другие здания органов власти.
Лепнина эпохи советского классицизма на станции метро в Москве.
В середине 50-х гг. лепнина в СССР была признана пережитком прошлого, в результате лепные элементы были убраны из готовящихся проектов. И только в конце 20-начале 21 веков элементы лепнины вновь вернулись в фасады и интерьеры. Особенно популярны сейчас элементы лепного декора в загородном индивидуальном строительстве. Современная лепнина для фасадов и интерьеров изготавливается из камня, бетона, а также из искусственных материалов, например, полиуретана. Рассмотрим, какими качествами обладает полиуретановая лепнина. Полиуретан – очень легкий и одновременно долговечный материал, его можно окрашивать в любой цвет, он прост в монтаже. С помощью полиуретана имитируют натуральный камень, любую древесную текстуру, цемент, бетон, гипс и даже металл. Полиуретановые товары для декора дома можно использовать в помещениях и на улице, так как они устойчивы к влаге, перепадам температур. Лепнина из полиуретана, каталог которой представлен на сайте, демонстрирует самые разнообразные элементы, подходящие для оформлении интерьера или фасада дома в историческом стиле или эклектике. Выбирая в магазине элементы декора, нужно обратить внимание на их историческое содержание, чтобы поддержать выбранный стиль.
Трилистник. Филенка из полиуретана подойдет для готики, ее можно сочетать с витражами, стрельчатыми окнами и арками.
Военная атрибутика в декоре укажет на стиль ампир.
Венок с лентами - один из элементов декора ампира. Выполнен из полиуретана.
Пилястры, молдинги, розетки станут признаком классицизма. Пышный коринфский ордер или колонны с волютами скажут об античности.
Капитель в виде волюты из полиуретана.
Крупный объемный декор и лепные скульптурные композиции, пышные гирлянды из фруктов, цветов, лент могут поддержать барокко.
Маскарон из полиуретана подходит для стиля барокко.
Ангелочки, сердечки, банты, ленты, завитки станут признаком стиля рококо.
Лепные завитки из полиуретана подойдут для стиля рококо.
Чтобы узнать, где элементы декора купить, можно на сайте посмотреть адрес. Большой ассортимент продукции дает возможность подобрать наиболее подходящий декор для дома. Главное: не переусердствовать с лепниной на фасаде и в комнатах, чтобы не создалось ощущение отсутствия вкуса владельца.
Автор текста: М. Сергеева