Делорм Филибер
Филибер Делорм (Philibert Delorme или del’Orme, родился между 1510 и 1515, умер 8 января 1570), один из крупнейших архитекторов эпохи зрелого французского Возрождения, также известный теоретик архитектуры.
Филибер Делорм, портрет
Биография
Делорм родился в Лионе в семье каменщика. По всей видимости, первоначальное образование он получил во Франции. В 1533–1536 гг. Делорм находится в Риме, занимаясь раскопками и изучением памятников античности. В этот период он, являясь прекрасным рисовальщиком, делает множество зарисовок и замеров известных архитектурных сооружений (палаццо делла Канчеллерия и пр.). После возвращения во Францию Делорм некоторое время работает в Лионе, где знакомится с кардиналом Жаном дю Белле. По его заказу в 1537 г. архитектор приступает к возведению замка Сен-Мор (Château de Saint-Maur. В 1540 г. кардинал представляет Делорма будущему королю Генриху II, который после восшествия на престол назначает мастера «генеральным королевским архитектором». На этой должности архитектор создает самые известные свои произведения – замок Ане (1546-1552) и мост замка Шенонсо. В 1548-1559 гг. Делорм руководит достройкой дворца в Фонтенбло и проектирует Сен-Жерменский дворец. После смерти короля в 1559 г. Делорм временно отходит от архитектурной практики, целиком посвящая себя написанию трактатов по теории архитектуры («Новые Изобретения, чтобы строить хорошо и дешево» и «Первый том Архитектуры», вышедшие в 1561 и 1567 гг.). Последней из известных крупных работ мастера является дворец Тюильри, постройка которого по заказу Екатерины Медичи была начата в 1564 г.
Творческий путь Филибера Делорма
К сожалению, очень многие его произведения по разным причинам (перестройки, разрушения и т.д.) не дошли до наших дней. Эта же судьба постигла и первую крупную архитектурную работу Делорма – замок Сен-Мор (Château de Saint-Maur), строившийся по заказу кардинала Жана дю Белле (Jean du Bellay) на берегу Марны в 1537-1540 гг.
Замок Сен-Мор(Château de Saint-Maur), построенный по заказу кардинала Жан дю Белле (Jean du Bellay) на берегу Марны в 1537-1540 гг
Архитектонику здания определяло использование коринфского ордера в сочетании с традиционным для той эпохи рустированием (облицовкой внешней части здания необработанным с наружной стороны четырехугольным камнем). Обычные для подобных сооружений круглые угловые башни были заменены на светлые павильоны, а винтовые лестницы – на прямые марши. Примерно к этому же периоду относится и появление новых, предложенных Делормом нетрадиционных ордерных доктрин – во «французском ордере» архитектор, переосмысливая ренессансные и готические стили, дополняет античный ордер новыми элементами. Окружаемые поясами колонны благодаря своему более «легкому» виду смягчают суровость рустированных поверхностей. Им же был предложен и «древесный» ордер – колонны выполнялись в стиле, напоминающем необработанные и узловатые древесные стволы.
Слева – «французский ордер (colomne Françoise)», справа – «древесный ордер». Иллюстрации из «Первого тома Архитектуры» Филибера Делорма
Частично сохранившийся к нашему времени замок Ане (Châteaud'Anet), был спроектирован Делормом в 1546 г. для Дианы де Пуатье, официальной фаворитки короля Генриха II. Этот архитектурный комплекс относится к одним из самых оригинальных и цельных произведений мастера. Часовня Ане, выполненная в плане греческого (равностороннего) креста – одно из первых (во Франции) центрических сооружений, полностью перекрытых куполом.
Замок Ане, портик центрального корпуса, ордерная суперпозиция (градация колонн по «легкости» ордера, снизу верх
Столь же оригинальным было и ставшее впоследствии классическим исполнение портика центрального корпуса, построенного с применением ордерной суперпозиции (определенного порядка ордерных колоннад в ярусах строения). В данном случае Делормом на первом этаже использовался дорический ордер, в бельэтаже – ионический, а во фронтоне – коринфский. Портал Ане (главные ворота), завершивший возведение замка в 1552 г., представлял собой триумфальную арку в честь богини Дианы.
Замок Ане (Château d'Anet), главные ворота. На тимпане (полукруглое внутреннее поле фронтона) – барельеф Дианы (изначально работы Бенвенуто Челлини, оригинал ныне находится в Лувре) - намек на первую владелицу замка Диану де Пуатье. Замок спроектирован Делормом в 1546 г.
Замок Ане, шедевр французской архитектуры Возрождения, проектировался и строился Делормом с учетом прилегающего парка. Для Франции той эпохи это было новым и оригинальным решением. По заказу Дианы де Пуатье мастер спроектировал и каменный мост замка Шенонсо (Châteaude Chenonceau) через р. Шер (начало 1550-x гг.).
Каменный мост через р. Шер (замок Шенонсо, Эндр-и-Луара)
По некоторым сведениям, авторству Делорма также принадлежит амвон парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont, прибл.1521-1545). Впоследствии разрушенный, «новый замок» в Сен-Жермен-ан-Ле (Châteaude Saint-Germain-en-Laye), был возведен мастером по заказу короля Генриха II в новейшем на тот период итальянском стиле по образцу виллы Ланте (Villa Lante). В постройке использовался редко применявшийся во Франции центрический трехлепестковый план с расположенным впереди пронаосом (пристройкой). Также Делорм в 1548-1559 гг. курировал достройку дворца Фонтенбло (Châteaude Fontainebleau). В 1564 году, после пятилетнего перерыва в архитектурной деятельности, вызванного смертью Генриха II, Делорм принимается за возведение дворца Тюильри (Tuileries) в Париже по заказу Екатерины Медичи. Под его руководством был выстроен центральный павильон с колоннами, арками и террасой, разбит парк с лабиринтами в итальянском стиле и грот, украшенный керамикой и эмалью.
Вклад в теорию архитектуры
В период вынужденного бездействия Делорм занимается написанием теоретических трактатов – «Новых Изобретений, чтобы строить хорошо и дешево», изданного в Париже в 1561 году, и «Первого тома Архитектуры», вышедшего в свет на рубеже 1567-1568 годов. Особое значение теоретическим трудам мастера придает тот факт, что большинство из его архитектурных произведений были разрушены или впоследствии перестроены.
«Первый том Архитектуры» Филибера Делорма
В этих работах Делорм-теоретик рассматривает (помимо теории пропорций и ордеров – традиционных тем для теоретиков эпохи Ренессанса) широкий круг вопросов, связанных с различными этапами воплощения архитектурного замысла, а именно – теорию конструкций, теоретические аспекты работы архитектора над проектом, специфику его реализации на практике, а также собственно организацию строительства. Новое, «ренессансное» понимание вопросов архитектуры освещается автором с учетом сложившихся форм и методов работы готических мастеров. Умело сочетая свою эрудицию в области архитектуры и огромный инженерный опыт, Филибер Делорм в своих трудах выступает оригинальным и независимым теоретиком, умеющим найти собственное (порой весьма необычное), решение поставленных вопросов. Яркий пример этого – принадлежащая авторству мастера оригинальная теория ордеров («французский» ордер и «древесный» ордер). Филибер Делорм умер 8 января 1570 в Париже.
Творческое наследие
1. Замок Сен-Мор (ChâteaudeSaint-Maur, Валь-де-Марн, 1537-1540 гг.)
2. Замок Ане (Châteaud'Anet, Эр-э-Луар, 1546 г.)
3. Каменный мост замка Шенонсо (ChâteaudeChenonceau, начало 1550-x гг.)
4. Амвон парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont, прибл.1521-1545, авторство предположительно)
5. Гробница Франциска I (Сен-Дени, 1547 г.)
6. Дворец Фонтенбло (ChâteaudeFontainebleau, Сена и Марна, достройка, 1548-1559 гг.)
7. «Новый замок» в Сен-Жермен-ан-Ле (ChâteaudeSaint-Germain-en-Laye, бывшая королевская резиденция в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле)
8. Дворец Тюильри (Tuileries, Париж, 1564 г.)
9. Теоретические трактаты: «Новые Изобретения, чтобы строить хорошо и дешево» (1561 г.), «Первый том Архитектуры» (1567 г.)