Бальдассаре Перуцци
Перуцци Бальдассаре (Baldassare Tommaso Peruzzi). Годы жизни – 15 января 1481 г. — 6 января 1536 г.) – великий итальянский архитектор, а также живописец эпохи позднего Ренессанса.
Бальдассаре Перуцци (15 января 1481г. – 6 января 1536г.)
Сотрудничал с Рафаэлем и Донато Браманте; после смерти первого руководил строительством собора Святого Петра (Basilica di San Pietro in Vaticano) в Риме. Мастер жил в этом городе с 1503 года, где выполнил множество заказов на постройку зданий.
Собор Святого Петра (ит. Basilica di San Pietro in Vaticano, лат. Basilica Sancti Petri) — главный католический собор в мире, расположен в Риме, вместимость около 60 тыс. человек
Вилла Фарнезина (Villa Farnesina)
Покровителем и частым заказчиком Перуцци был некий банкир Агостино Киджи – выходец из Сиены. В 1509—1511 годах Бальдасаре построил для него дворец, впоследствии ставший собственностью семьи Фарнезе и потому известный нам как вилла Фарнезина (Villa Farnesina).
Вилла Фарнезина (Villa Farnesina) является памятником архитектуры и живописи эпохи Высокого Возрождения. Она расположена в Риме на левом берегу реки Тибра
В вилле Фарнезина Перуцци спроектировал так называемый Колонный зал. Одну из стен зала занимает большая фреска, на которой изображен колонный портик и городской вид за ним. А мощные колонны, блистающие полированным мрамором, служат прекрасным дополнением, увеличивающим пространство. За невысокой балюстрадой простерся панорамный вид Рима, где в общей массе слились почти все известные здания. Над росписью дворца трудился Рафаэль и другие известные художники. Фарнезина – это первая римская вилла без комнат для аудиенций и внутренних двориков.
Позднее творчество
Если для ранних построек Перуцци Бальдассаре характерны лиричность, своего рода интимность и изысканная лёгкость форм (вилла Фарнезина, 1509—1511 г., Рим), то позднее творчество Перуцци – палаццо Массимо алле Колонне (Palazzo Massimo alle Colonne, 1536 г., Рим), отличается резкими контрастами элементов, напряженной динамической связью композиции и городской среды.
Палаццо Массимо (Palazzo Massimo alle Colonne). На сегодняшний день там расположен музей, где хранятся коллекции античных и средневековых монет и драгоценностей
Палаццо Массимо возведен на достаточно тесном участке неправильной формы, что свидетельствует не только о таланте архитектора, а и о новых приемах размещения зданий в городской среде. Дворец органически дополняет улицу, копируя ее изгиб линией своего фасада. В XVI веке здание принадлежало знатной итальянской семье Массимо (отсюда и название дворца). Сейчас это филиал Национального римского музея, где находятся экспонаты коллекции античного искусства. По планам Перуцци также был возведен собор Сагра Нуова (Сагра Nuova) в Карпи близ Модены и перестроена базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli) в Риме.
Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli
Несмотря на занимаемые им высокие должности (в 20-х годах Бальдассаре Перуцци являлся главным архитектором Сиены), мастер был небогат. Причиной тому, как говорят, были излишняя робость, скромность и даже нескладность мастера в практических делах. Умер Бальдассаре Перуцци 6 января 1536 года в Риме. Похоронен в знаменитом римском Пантеоне рядом с Рафаэлем.
Наиболее известные архитектурные работы Бальдассаре Перуцци:
1.Вилла Фарнезина, Рим (Villa Farnesina), 1509—1511 г.
2.Собор Сагра Нуова (Capella Nuova), Карпи близ Модены – 1514–1522 г.
3.Собор св. Петра (Basilica di San Pietro in Vaticano), Рим – 1520 г.
4.Вилла Белькаро, Сиена – 1530 г.
5.Палаццо Массимо алле Колонне (Palazzo Massimo alle Colonne), Рим – 1536.