Декоративный вариант фасадного обрамления окон - наличник, который окружает окно с трех сторон - с боков и сверху. Обычно наличник создают в соответствии со стилем, в котором построено здание. Нередко наличники напоминают архитектурные формы ордерной системы. Обрамление окна наличником расширяет его визуально. Наличники для домов в классическом стиле могут выделяться выступами над плоскостью стены или быть обозначенными на фасаде при помощи окрашивания. Ширину наличника в фасадном обрамлении окон со времен эпохи Возрождения рекомендуют делать примерно 1/6 от ширины окна. Интересен вариант фасадного обрамления окон с участием элементов ордера - колонн и пилястр. Высота колонны с капителью делается выше окна. На пилястрах и колоннах сооружают антаблемент с горизонтальным карнизом и фронтоном. Выступ под окном становится пьедесталом для этих элементов. Иногда пьедесталы под колоннами при обрамлении окон поддерживаются выступающими кронштейнами. В некоторых строениях архитекторы предусматривают утолщение стены, над которой находится окно с колоннами, чтобы выступ для колонны не свисал. В промежутках стены между выступами может быть расположен декор в виде филенок или балюстрада. Выступ может следовать вдоль всего фасада, или быть помещенным только под окном. Иногда подоконный выступ тянется вдоль фасада, лишь слегка выступая относительно стены, но под каждым окном выдается вперед. Выступ под окном визуально увеличивает его высоту и тем самым улучшает пропорции, а здание при этом кажется выше и легче. Однако, если пропорции окон вытянутые, то такой выступ визуально сузит их. С боков окна могут обрамлять пилястры, колонны (в качестве декора выступают базы, орнамент), полуколонны.
Подоконный выступ может быть закрыт филенками в виде четырехугольного обрамления ("брамантово окно"). Или выступы под окнами поддерживают рельефные балясины.Непосредственно над аркой создают дуговой наличник - архивольт.
Сандрик - карниз над окном.Импост - выступ, служащий опорой для арки.
Над архивольтом нередко делали горизонтальную тягу (валик, астрагал), над ней устраивали фриз с шириной, равной сандрику или больше. Над окном обычно располагают сандрик. Изначально сандрик использовали для защиты окон от дождя, но в эпоху Ренессанса этот элемент приобрел и эстетические функции: его стали декорировать лепниной, украшать фронтонами с рельефными композициями. Иногда архивольт, огибая верхнюю часть окна, опирается на импост.
В домах, построенных в 19 в., нередко при обрамлении окна использовали сандрик без наличника или с плоским наличником. Для его поддержания использовали кронштейны или каменные выступы. При наличнике ширина кронштейна соответствует ширине наличника. Сандрик должен иметь скошенную верхнюю часть для отведения осадков. Фронтон над сандриком улучшает отвод воды, становится красивым дополнением фасадного оформления окон и элементом, подчеркивающим стиль дома.
Сандрик должен иметь скошенную верхнюю часть для отведения осадков. Фронтон над сандриком улучшает отвод воды, становится красивым дополнением фасадного оформления окон и элементом, подчеркивающим стиль дома.
Если окно имеет вытянутую по горизонтали форму, то можно использовать контрналичник - узкие полоски вдоль сторон, параллельно наличникам. Визуально такой прием изменит существующие пропорции. Самым сложным становится обрамление окна наличниками, контрналичниками, фронтоном и сандриком. В греческой архитектуре, в афинском Эрехтейоне, в храме Зевса в Акраганте (Сицилия) можно встретить такие окна. У этих оконных проемов не строго прямоугольная форма, они имеют вид трапеции с небольшим расширением внизу.
Другой вариант обрамления окна - наличник с четырех сторон. Во дворце Пальма в Риме (Сангалло), или во дворце Папаццури в Риме (архитектор Маттиа де Росси) можно увидеть такие окна с наличниками, иногда с сандриком сверху. Обрамление окон в древности делали из камня, затем добавились такие материалы, как, бетон, составы на основе гипса и алебастра. В настоящее время используются легкие и долговечные декоративные элементы из полиуретана, которые могут имитировать различные натуральные материалы.
Первые элементы лепнины появились еще в Древнем Египте. При возведении храмов в Древней Греции лепной декор украшал карнизы зданий, фасады и колонны, став обязательным элементом ордерной системы и одним из ее отличительных признаков. У древних римлян лепные элементы напоминали лавровые ветви, виноград, фрукты, цветы, листья аканта, дельфины, раковины, морские волны, рыбы и животные. Римляне ввели в лепной декор военные атрибуты: луки, стрелы, топоры, гербы, щиты. На карнизах и фризах изображались целые сюжетные композиции. В Риме для изготовления лепнины стали использовать изобретенный в то время бетон и "стукко" (смесь гипса, алебастра, мраморной крошки). Римская лепнина, наряду с греческой, легла в основу многих стилей и направлений в архитектурном декоре. После разрушения Рима искусство пришло в упадок, у строившихся в то время зданий появились мощные мрачные фасады с минимумом декоративных элементов. В 12 в. получила распространение готика, оживившая архитектуру европейских храмов ажурными лепными элементами. Основные изображения: виноградные, дубовые, кленовые, ясеневые листья, трилистники, крестоцветы (Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор). Во времена Ренессанса (1401 г.- 1527 г) элементы лепнины украсили фасады городских и общественных сооружений, особняков, вилл, дворцовых сооружений. Ренессансная лепнина большей частью производилась из специально подготовленных цементных смесей. В качестве образцов для лепных элементов на фасадах сооружений использовались античные примеры (собор Святого Петра в Риме, флорентийский дворец Пандольфини Рафаэля). Наиболее прославила лепнину эпоха барокко. Характерными для барокко были крупные объемные изображения. Лепные элементы густо украшали фасады, колонны, фронтоны, фризы, наличники окон, дверные проемы, внутренние стены и потолки, камины. Существовало большое разнообразие форм: волюты, розетки, гирлянды из цветов, плодов, листьев, свитки, пальметты, маскароны. Использовались карнизы, пилястры, сандрики, молдинги, модульоны. Широко применялись для украшения зданий скульптурные композиции и барельефы. (дворцы Растрелли в России, Версальский дворец). В 18 в. стиль рококо перенял многое из барокко, однако сделал лепные элементы более изящными - в них преобладали ангелочки, сердечки, завитки, листья, цветы, венки, раковины. В конце 18 в. при Людовике XVI в моду вошел классицизм, который вернул лепным элементам сходство с греческими и римскими образцами. Декоративная лепнина лаконична: пилястры, каннелюры, арки, кессоны. Среди сюжетов рельефных изображений: гирлянды, банты, ленты, животные, музыкальные инструменты, вазы и букеты цветов, античные орнаменты. Военная атрибутика в декоре укажет на стиль ампир. Пилястры, молдинги, розетки станут признаком классицизма. Пышный коринфский ордер или колонны с волютами скажут об античности. Крупный объемный декор и лепные скульптурные композиции, пышные гирлянды из фруктов, цветов, лент могут поддержать барокко. Ангелочки, сердечки, банты, ленты, завитки станут признаком стиля рококо. В эпоху ампира часто в украшении зданий использовались лепные элементы военной тематики: копья, топоры, колчаны, шлемы, венки, щиты, шлемы, луки, а также лепные рельефы в духе Древнего Египта, вазы в этрусском стиле. В середине 18 в. модной стала эклектика, совмещавшая элементы лепнины разных стилей, а в конце 18 - начале 19 вв. много внимания уделяли модерну. Архитекторы, творившие в этом стиле, стали использовать не только бетон и гипс для создания декоративных деталей, но и новый материал - железобетон. Образцами являются творения Антонио Гауди, Виктор Орта, Федор Шехтель и американец Луис Салливен и других модернистов. В России лепнина вошла в моду в эпоху барокко в 17-18 вв., отразившись в сооружениях Санкт-Петербурга и Москвы и сочетаясь с национальными мотивами. В советский период элементы лепнины приобрели римские черты в сочетании с мотивами ампира и соцреалистическим направлением: пятиконечные звезды, изображения земного шара в разорванных цепях, шлемы, щиты, мечи, серп и молот, барельефы с фигурами рабочих и крестьян, рельефные изображения вождей, флагов, сцены военных баталий и мирного труда. Также уделялось внимание венкам, картушам, розеткам, акантам, гирляндам. Эти элементы лепнины украшали станции метрополитена, дворцы культуры, учебные и медицинские заведения, муниципалитеты и другие здания органов власти. В середине 50-х гг. лепнина в СССР была признана пережитком прошлого, в результате лепные элементы были убраны из готовящихся проектов. И только в конце 20-начале 21 веков элементы лепнины вновь вернулись в фасады и интерьеры. Особенно популярны сейчас элементы лепного декора в загородном индивидуальном строительстве. Современная лепнина для фасадов и интерьеров изготавливается из камня, бетона, а также из искусственных материалов, например, полиуретана. Рассмотрим, какими качествами обладает полиуретановая лепнина. Полиуретан – очень легкий и одновременно долговечный материал, его можно окрашивать в любой цвет, он прост в монтаже. С помощью полиуретана имитируют натуральный камень, любую древесную текстуру, цемент, бетон, гипс и даже металл. Полиуретановые товары для декора дома можно использовать в помещениях и на улице, так как они устойчивы к влаге, перепадам температур. Лепнина из полиуретана, каталог которой представлен на сайте, демонстрирует самые разнообразные элементы, подходящие для оформлении интерьера или фасада дома в историческом стиле или эклектике. Выбирая в магазине элементы декора, нужно обратить внимание на их историческое содержание, чтобы поддержать выбранный стиль. Чтобы узнать, где купить элементы декора, на соответствующей странице найдите ближайшего к вам дилера или продавца. Большой ассортимент продукции дает возможность подобрать наиболее подходящий декор для дома. Главное: не переусердствовать с лепниной на фасаде и в комнатах, чтобы не создалось ощущение отсутствия вкуса владельца.
Автор текста: М. Сергеева