Лепной барельеф
Барельеф "Вакх и Ариадна". Третьяковка.
Лепной барельеф представляет собой объемное изображение, которое выступает над плоскостью основания. Размеры барельефов выполняют с условием соблюдения пропорций помещения или фасадных элементов, а также условий обзора. Они могут располагаться на наружных и внутренних стенах, фризах, фронтонах, дверях. По своей форме их чаще создают на прямоугольных основах, но встречаются и круглые барельефы - тондо. Традиционно лепной барельеф создавали из камня (чаще: мрамор, терракота, туф), гипса, алебастра, бетона. В последнее время все чаще используется лепной барельеф из полиуретана.
Полиуретановый барельеф "Девушка".
Барельефы украшали здания со времен Древнего Египта и были известны задолго до нашей эры. Ими декорировали стены храмов, фронтонов, фризы, триумфальные арки, саркофаги, памятники, колонны храмов Древней Греции, дворцов Древнего Рима. Вместе со сменой стиля изменялись и сюжетные темы на барельефах. Ленточные барельефы более характерны для античности - нередко на них разворачивались целые сюжетные композиции, в которых каждая часть была связана с другой.
Ленточный барельеф на Храме Эрехтейон на Афинском Акрополе.
Барельефы круглой формы появились еще в эпоху готики, но больше были характерны для итальянского Ренессанса. Из Италии тондо (так называли круглые барельефы) пришло в архитектурный декор других стран Европы и стало популярным в последующих стилях. В ренессансных рельефах барельефов круглых форм присутствовали фигуры мифических и библейских героев, воинов. На круглых барельефах также изображали гирлянды, трофеи, канделябры, маски животных (ссылка), лица людей (ссылка). Тондо в ту эпоху создавали знаменитые ваятели Италии: Д. Венециано, Ф. Липпи, Ботичелли, Д. Гирландайо, Козимо, Креди, Рафаэль и Микеланджело. Использовали приемы создания круглого барельефа и ваятели Нидерландов, Франции.
Тондо Таддеи. Микеланджело. 1503—1508 гг.
Тематика барельефов зависела во многом от назначения здания. Барельефы и лепнина чаще всего несли смысловую нагрузку, подчеркивая функцию сооружения. Дворцы украшали барельефы, лепнина с атрибутикой власти. Военные ведомства - символы героизма, темы войны, сражений. На храмах лепной барельеф демонстрировал херувимов, ангелов, символы веры, сюжеты из священных писаний. Театры украшались барельефами с музами. Та же тенденция сохранилась и в других исторических стилях
Тематические барельефы на здании оперного театра. Стиль классицизм. 1904-1912 гг. Екатеринбург.
Греческие и римские сюжеты на барельефах повторялись в разных исторических стилях, дополняясь новыми мотивами. Например, ампир предполагал изображения военной атрибутики, символы победы, славы. В период моды на эклектику разные исторические и мифические сюжеты смешивались в одном произведении, появились портретные барельефы с лицами аристократов, ученых, писателей, художников. Пластичность подчеркивалась высоким рельефом. Стиль модерн внес в барельефы, лепнину изображения фантастических птиц, животных, растений, атлантов, реже встречались сюжетные композиции. В это время барельефы стали размещать у входов, на пилястрах, колоннах, на кровле, стенах, ограждениях.
Сложная лепнина, барельефы и скульптура, созданная архитектором-любителем Шавалем* при оформлении "Идеального дворца"(Le palais idéal) в 1888-1921 гг. на основе произведений Гауди. Франция.
Лепнина на здании в стиле модерн. особняк А.И. Кекушевой. архитектор В. С. Кузнецов. 1900-1903 гг. Москва.
В эпоху сталинского ампира и советского классицизма на барельефах стали изображать советскую символику, фигуры рабочих, колхозников, военных, спортсменов, выполненных в манере соцреализма. Размеры барельефов стали больше, иногда они занимали все свободное пространство стены. Часто стали использовать ленточные барельефы, на которых изображались повествовательные сюжеты.
Барельеф времен советского классицизма.
Использование в качестве материала для лепнины полиуретана сделало декор более демократичным: он имеет легкий вес, его просто крепить, и изготовление представляет менее трудоемкий процесс, чем при использовании натуральных материалов.
Барельеф из полиуретана внешне не отличается от изделий из традиционных материалов.
В современном строительстве барельефы и лепнина из полиуретана нередко используются в частном строительстве при возведении домов в исторических стилях.
Автор текста: М. Сергеева