Арки и колонны
Триумфальная колонна - Александровская - в честь победы в Отечественной войне 1812 г. в Петербурге. Идея увековечить память Александра Первого в победе в войне с Наполеоном принадлежит Николаю Первому. Проект архитектора Монферана, фигура ангела - скульптор Орловский. 1830 - 1834 гг.
Триумфальные сооружения - арки с колоннами, прославляющие доблесть воинов, берут свое начало в Древнем Риме. Эти сооружения были призваны демонстрировать мощь императорского Рима. Триумфальные арки с колоннами возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу великой империи, являясь проводниками римской культуры и идеологии. Древнеримские триумфальные арки представляют собой отдельно стоящие ворота, не соединяющиеся с ограждением. Арка условно служила границей своего и чужого мира: переходя из одного мира (до победы) в другой (после победы), армия становится непобедимой. Предназначение арок — возвеличивание армии-победительницы и военачальника, который первым при возвращении в город после успешного военного похода проезжал под специально возведенной аркой. Или арку возводили уже после смерти военачальников в честь их побед. В Риме сохранились арки императоров Тита (81 г. н.э.), Семптимия Севера (конец 2 в. н. э.) и Константина (6 в. н. э.) - эти две арки были трехпролетными. Триумфальная арка с колоннами коринфского ордера по обеим сторонам украшена аттиком с написанным на нем посвящением Титу «От сената и народа римского». На поверхности свода арки - кассеты прямоугольной формы и рельефами с сюжетами, изображающими шествие триумфаторов с трофеями иерусалимских храмов. Арку венчают рельефные фигуры богинь победы. Венчает арку статуя императора в колеснице, которую везет четверка лошадей. Арка Тита являлась не только памятником военного превосходства и побед, но и мемориалом - в аттике находился прах Тита. Арка Тита послужила образцом для триумфальных арок в Европе и России.
Арка Тита в Риме. Архитектор Домициан. Построена в 81 г. в честь победы над Иерусалимом в 70 г. н.э.
Военачальникам в Римской империи были посвящены не только арки, но и колонны. В Риме сохранились колонны Траяна и Марка Аврелия. Лепнина колонны Траяна, построенной Аполлодором Дамасским в 113 году, изображает сюжет на мотив дакийских войн, которые вел Траян. Всего на колонне присутствует 2500 человеческих фигур, и 59 изображений Траяна. Кроме воинов лепнина колонны включает аллегорические фигуры Победы, Дуная (старец), Ночи (женщина с закрытым покрывалом лицом). Причем та информация, которую передает лепнина колонны, была более полной, чем письменные источники. Прах Траяна покоится в основании колонны. В 117 г. на вершине установили статую Траяна, а в 16 в. вместо нее поставили статую Апостола Петра.
Лепнина колонны Траяна. Рим.
Колонна Траяна стала образцом для колонн, которые возводились позже. Например, колонна Марка Аврелия, посвящена Маркоманской войне (166—180 гг.). Лепнина колонны на ней рельефная и экспрессивная за счет глубокой резьбы по камню. В 16 в. вместо утерянной фигуры Марка Аврелия, венчающей колонну, была установлена скульптура апостола Павла.
Колонна Марка Аврелия. Рим. Площадь Колонны (Piazza Colonna). 193 г.
Арки с колоннами получили распространение и возводились в разных уголках римской империи. Интерес к античным триумфальным сооружениям возродился вместе с новыми знаниями о древнеримской архитектуре. Мода на арки с колоннами пришла в Европу из Франции в период ампира с его имперскими мотивами. В 19 в. по декрету Наполеона возвели Вандомскую колонну в Пари¬же (1806— 1810 гг.) Колонна была отлита из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна в Риме со статуей Наполеона и 76 единицами скульптурного рельефа, сделанной художником Ж.-Л. Давидом (Жак-Луи Давид. Jacques-Louis David. 1748-1825 гг.)
Вандомская колонна. архитектор Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн в честь побед Наполеона I. 1806—1810 гг. Париж.
Стиль ампир затронул не только имперскую Францию, он был в моде и в других государствах Европы, чаще всего воплощаясь в триумфальных арках с колоннами. Примером может служить колонна Нельсона на Трафальгарской площади, построенная в 1843 г. В 19 в., в 1864 г. триумфальная колонна по приказу монарха Вильгельма Первого была возведена в Берлине как символ великих побед: в прусско – датской войне (1864 г.), австро–прусской войне (1866 г.), франко – прусском сражении (1871 г.), архитектор Иоганн Штракт, скульпторы Фридрих Драке, Александр Каландрелли, Карл Кейл, Мориц Шульц и Альберт Вольф.
Колонна на Трафальгарской площади в Лондоне.
Ампир, как стиль, был перенят страной-победительницей Франции - Россией. Вместе с ампиром был заимствован стиль древнеримских триумфальных сооружений - арок с колоннами.
Александровская колонна в Санкт-Петербурге (1830— 1834 гг.), созданная архитектором Огюстом Монфер¬раном, скульптором Б. И. Орловским, построена по указу императора Николая I в честь победы Александра I над Наполеоном, как своеобразный ответ на установку Вандомской колонны в Париже. В Москве триумфальную арку с колоннами установили в честь победы русского народа в Отечественной войне. Триумфальная арка, построенная в 1829-1834 гг., заменила арку из дерева, созданную в 1814 г., построенную на Тверской заставе для встречи войск, которые вернулись из Франции после разгрома французской армии. Московская триумфальная арка была облицована белым камнем. Декор колонн и скульптура были отлиты из чугуна. Обе стороны триумфальной арки декорированы памятной надписью: на русском и латинице, восхваляющие подвиг Александра I. После реконструкции надпись была заменена на другую, посвященную восстановлению Москвы после разрушения 1812 г. Декор колонн новой арки разрабатывался И. Витали и И. Тимофеевым по рисункам О. Бове. Ворота украшены аллегорическими изображениями Победы, Славы и Храбрости. В 1936 г. арка была разобрана, а в 68 г. восстановлена на Кутузовском проспекте
Триумфальная арка в Москве.
Золотые ворота построены в 1164 г. по приказу Ярослава Мудрого. Киев.
Архитекторы современности так же, как и в давние времена, возводят сооружения в память о значимых исторических событиях. Например, триумфальная колонна в Калининграде была установлена в 2005 г. на площади Победы в память о победах русской армии и входит в городской ансамбль «Двести лет славы русского оружия». Помимо арок с колоннами в честь памятных событий еще в Древнем Египте возводились обелиски и стелы, откуда они распространились на Ближний Восток. Такие сооружения служили памятными знаками в честь значимых событий и мемориальными памятниками. Обелиски в эпоху Ренессанса стали играть роль композиционного центра в городских ансамблях. Например, обелиски-стелы времен Рамзеса II стоят на набережной в Лондоне, в Париже на площади Согласия, в Нью-Йорке.
Обелиск на площади Святого Петра - Сан-Пьетро.
На Поклонной горе в Москве колонну, возвеличивающую страну в победе над фашизмом, заменил обелиск - стела, ставшая и памятником павшим, и монументом Победы.
Стела на Поклонной горе. 1995 г.
Фрагмент стелы на Поклонной горе. 1995 г.
Поддерживают тему победы в ансамбле Мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве колонны прямоугольной формы, собранные в полукруглую колоннаду, охватывающую Монумент.
Колоннада Центрального музея Великой Отечественной войны символизирует основательность, мощь и силу страны, победившей нацизм.
История арок с колоннами, их специфическое назначение на протяжении всей человеческой истории, требует особого отношения и использования в современном строительстве. Однако, учитывая, что функции этих сооружений все же не были однозначны, их можно использовать и в другом качестве: например, арки с колоннами могут быть установлены на въезде в усадьбу, обозначая разделение пространства между улицей и частной собственностью. Образцом могут стать известные сооружения, как, например, на фото внизу.
Арка с колоннами на въезде в Диканьку Полтавской области построена к приезду императора Александра I по проекту архитектора Луиджи Руска.
Лепнина колонн и арок может быть изготовлена как из традиционных натуральных материалов, так и из полиуретана.
Автор текста: Марина Калабухова