Архитектурные арки

Арки определяют готическую архитектуру портала.

Архитектура арки основана на конструкции, когда камень выкладывают по дуге, соединяющей опоры или части стены, соединяясь в центре. Центральный элемент арки, венчающий ее подъем, называют замковым камнем (ссылка на будущую статью в словаре). Архитектурные арки строились еще шумерами, которые вручную лепили трапециевидный кирпич-сырец из смеси глины и соломенной трухи. Древние греки практически не возводили арочные конструкции. Римляне, в отличие от греков, возводили мосты, виадуки, подземные сооружения, используя арочную систему, перераспределяющую вертикальную нагрузку и облегчающую давление на опоры. В декоре арки использовали нечетное количество камней или кирпичей, наверху арку венчал замковый камень, который обычно имел клинообразный вид и нередко украшался скульптурным декором.

Замковый камень над аркой Януса на Велабре. 4 в. н. э., Термы Траяна.

Римляне использовали в архитектуре арки полуциркульную форму и совмещали ее с элементами ордерной системы. Арочная система была использована при возведении мощного купола Пантеона и при строительстве Колизея с трехъярусными аркадами, на вилле Тиволи императора Адриана.

Полукруглые арки Колизея. Рим.

Римляне водрузили арку на столбы, сделав их символом парадного входа и триумфа. Отчасти на такой символизм архитектурной арки римлян подвигли руины Хаттусаса - столицы хеттского царства на Анатолийском полуострове. Триумфальные арки возводили в Риме, Африке, Испании, Сирии, Афинах - на всей территории, занятой империей. Арки мостов, построенные еще во времена Римской империи, действуют до сих пор (мост Фабриция в Риме, соединяющему берег Тибра с островом посредине реки, мост Лацера в Испании, Гардский мост над долиной реки Гардон). Полукруглую арку заимствовали строители романского периода, затем она вновь вернулась в эпоху Ренессанса и использовалась в стиле классицизм (арка Дворцовой площади архитектора К. Росси). Арки украшали входы в соборы, образуя величественные порталы, иногда за счет нескольких арок, уменьшающихся в размерах, создавали впечатление уходящего в перспективу входа. Архитектурные арки использовались в дворах-клуатрах во времена готики, при строительстве палаццо во времена Ренессанса, французских шато (например, замок Шамбор по эскизам Леонардо да Винчи).

Замок Шамбор с арками на нижнем уровне фасада.

Архитекторы Востока использовали арку, создав всевозможные ее разновидности. Сначала восточные зодчие использовали полукруглую архитектурную арку, затем стали создавать такую арку, чередуя светлые и темные камни. Затем путем геометрических построений была создана стрельчатая арка, используемая до сих пор в восточных постройках. В Ираке (Самарре) создали многолопастную арку - окна, украшенные такими арками украсили мечеть аль-Мутаваккиль (848 и 849 гг.) Многопластные арки были популярны позже в Северной Африке и Андалусии. С 10 в. многолопастные арки появились и на храмах Европы. Особенно популярными были арки в виде трилистника. В Испании, некогда завоеванной мавританами, был создан гибрид из полукруглой и стрельчатой арки - подковообразная арка. Такие арки появились при строительстве соборной мечети Кордовы (начало строительства 756 г.) Подковообразная архитектура арки использовалась не только в Испании, но и в других регионах Европы.

Венецианские подковообразные арки на жилых домах.

В 11-12 в. стрельчатая арка получила распространение в Европе после крестовых походов. Такой тип архитектурной арки украсил ратуши, церкви, некоторые общественные здания.

Стрельчатые арки готического собора в Эксетере. 1050 г.

В готических храмах Европы использовались килевидные арки - в виде двух букв "S". Особенно часто они встречались в строительстве 16 в. в Венеции, храмах Франции и Англии. Лучковая архитектурная арка украшала оконные проемы еще в Древнем Риме, она принимала форму дуги. Из примеров архитектуры арки лучковой можно привести Мясной мост в Нюрнберге.

Лучковая арка Мясного моста в Нюрнберге.

Зодчие Ренессанса вернули славу полуциркульной арке. Примером может служить Воспитательный дом во Флоренции архитектора Брунеллески. Такие арки использовались в стилях барокко, классицизм, ампир. С приходом в моду эклектических нео-стилей и модерна в архитектуре стали использоваться самые разнообразные формы арок. Один из приемов использования архитектуры арки - устраивать ее на плоскости стен для увеличения их прочности и перераспределения нагрузки, эти элементы называются слепыми арками. Такие арки создавались в разные исторические периоды вплоть до современности. Функциональные арки работают на сжатие, испытывая касательное механическое напряжение. В современном строительстве не только создают архитектурные арки, подражающие известным образцам исторических сооружений, но и используют декоративные элементы, имитирующие функции поддержки. Для этого подходят арки из полиуретана, которые располагают над оконными и дверными проемами, оформляют архитектурные элементы сооружения.

Полиуретановые арки, оформляющие окна и двери дома в стиле модерн.

Здание ЗАГСа, арка в стиле модерн обрамляет входную группы.

На нашем сайте в каталоге можно подобрать декоративные элементы арки в соответствии со стилем фасада. Полиуретан позволит декору арки служить долго, так как материал устойчив к внешним воздействиям. При помощи окраски можно создать эффект мрамора, гранита, гипса или бетона, что поддержит исторический стиль здания.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

 
Посетите каталог