Античные барельефы

Античный барельеф из храма Артемиды. Британский музей.

Барельефы античные относятся к периоду Древней Греции и Древнего Рима. Начало искусство греческого барельефа было заложено в крито-микенской культуре. Обычно мы представляем их как лепнину цвета мрамора, однако, в древности они нередко были окрашены, а детали изображений покрыты позолотой. Образцом барельефа греческого служит рельеф на фризе Парфенона, изображающий процессию из афинских граждан на праздновании великих Панафей. Основная тема античного барельефа - красота человека, доведенная до совершенства. Античные ваятели стремились подражать природе и развивали свое творчество в направлении реализма. Идеальные формы людей на греческих барельефах хорошо сочетались с мифическими сюжетами. Реже барельеф античный изображал трудовые процессы и бытовые сюжеты. Композиции отличались рациональностью, четкостью и ритмичностью. В своем развитии греческие барельефы следовали за живописью. Возможность передачи композиций в объеме позволяла придавать фасадам пластичность и выразительность, предоставлять возможность зрителю увидеть сюжеты с участием богов и героев мифов и легенд. Первым ваятелем считается Дедал, который работал при царе Миносе. В качестве образца барельефа того периода выступает рельефное панно Львиных ворот микенского акрополя.

Античный барельеф Львиных ворот микенского Акрополя. середина 13 в. до н. э. Микены. Греция.

Демонстративным возможностям барельефов античных способствовала ордерная система и наличие помимо стен таких архитектурных элементов как фронтоны, фризы, метопы. Размеры барельефов ограничивались отводимой им площадью, что стало толчком к развитию выразительных композиций, согласованных с архитектурой храмов. Особенное внимание уделялось оформлению фронтонов, представляющих треугольник, ограниченный с двух сторон скатом кровли, а с третьей стороны — карнизом антаблемента. Мастеру, работающему над античным барельефом, нужно было создать единую композицию из фигур, не нарушая пропорции, при этом необходимо было занять все поле фронтона, включая углы. Период 431-404 гг. до н.э. - эпоха идеалистической философии в Древней Греции. В этот период образы богов на греческих барельефах становятся приземленными, приобретают романтичный вид, появляются лепные портреты философов, знаменитых деятелей. Изменилась и динамика композиций: если в начальном периоде динамика фигур формировалась причиной, вызывающей действие: сражение, угроза, обмен предметами, а если не было цели, фигуры оставались статичными, то в периоде более позднем появилась динамика фигур на барельефах без определенного мотива. Например, барельефы с изображением рождения Афродиты, где изображение родившейся из пены богини выражает радость, восторг - это ощущается по мимике лица, повороту головы. Одежда подчеркивает форму тела. Для увеличения достоверности образа мастер создает изображение гальки под ногами ее спутников.

Барельеф греческий. Рождение Афродиты. начало 5 в. до н. э. музей Терм в Риме.

Барельефы античные - это мифы в камне, описание исторических событий, причем мастера полностью вписывают динамичные фигуры в отведенное пространство. Рельефы Парфенона - подтверждение этого подхода. Древние скульпторы показывают конфликтные ситуации - битвы, сражения, соединяя динамичные напряженные фигуры в равновесную композицию, добиваясь гармонии. Например, на одном из античных барельефов Парфенона оглядывающийся назад лапиф (представитель мифического племени), держит вырывающегося кентавра, сгибая его, как лук, при этом композиция остается равновесной и гармоничной.

Барельеф "Битва кентавра и лапифа" на Парфеноне.

Важнейшей особенностью греческого барельефа является его слияние с архитектурой. Эту особенность античных барельефов можно отразить и на современных фасадах, используя возможности такого пластичного материала, как полиуретан. Заливая материал в подготовленную форму, получают барельефы разных конфигураций и размеров. Особенности материала позволяют окрасить барельеф, создать имитацию мрамора, гранита, песчаника, металла, дерева. Для таких барельефов характерен долгий срок службы, устойчивость к внешним воздействиям.

Автор текста: К. Максимов

 
Посетите каталог