Арка
Арка – от латинского «arcus» - «дуга, кривая»; архитектурно-конструктивная опора разного рода сооружений, имеющая очертания кривой. Арки располагаются в проемах стен или пролетов между двумя опорами. Арочные перекрытия выполняются в кирпиче, камне, искусственных материалах, металле, железобетоне и пр.
Арка дверного проема современного жилища, у основания которой расположены декоративные лепные пилястры.
Основной задачей этого криволинейного опорного элемента является равномерное распределение напряжения на несущую конструкцию. Изначально арки в роли опор сквозных и несквозных проемов использовались в древнем зодчестве Персии и Аравии. Арочные перекрытия способствовали общей прочности конструкций, что позволяло строить более высокие здания. Формы арок варьируются, в зависимости от эпохи и архитектурного стиля: лучковые арки – античное зодчество; полуциркульные арки, килевидные - древнерусская архитектура; стрельчатые арки - романская и готическая архитектура; трехлопастные и многолопастные - новгородская и армянская архитектура 14—15 вв.; подковообразные арки - мавританское зодчество и пр. Одной из наиболее древних и популярных форм арочный перекрытий были лучковые и полуциркульные арки. Главным в проектировании лучковых арок является соблюдения стандартного соотношения радиуса ширины и радиуса высоты – 1:2. Зародился этот вид арочных перекрытий в архитектуре Древнего Рима, где оконные и дверные проемы были перекрыты лучковыми арками. Широкое распространение в российской архитектуре этот тип криволинейного перекрытия получил в 18 веке. Тогда и был введен в обиход термин «лучковая арка» - перекрытие с очертаниями в форме луча.
Лучковая арка оконного проема выложена из кирпича другого цвета, что визуально выделяет арку на фоне стены.
Популярность полуциркульных арочных перекрытий в зодчестве объясняется тем, что форма их дуги дает минимальный горизонтальный распор, что способствует прочности всей конструкции. Полуциркульные арки использовались и используются для всех видов проемов: дверных и оконных проемов, пролетов мостов и галерей и пр.
Одни из городских ворот португальского города Фару представляют собой полуциркульную арку, выполненную в средневековые времена.
Во времена средневековья наиболее популярными в зодчестве были стрельчатые арки. Этот был тип арочного перекрытия, очертания дуги которого имели форму, похожую на наконечник стрелы или копья. Стрельчатые арки образованы двумя сходящимися дугами, которые пересекаются под острым углом. Наиболее широко использовались в готическом зодчестве и неоготике. В готической архитектурной традиции стрельчатые арки перекрывали оконные и входные проемы, а также образовывали лучевые своды. Такие перекрытия дополнялись ажурными каменными узорчатыми наличниками остроконечной формы, а архивольты представляли собой рельефы из ступенчатого профиля. Боковые ребра стрельчатых арок, формирующих лучевые своды, украшались каменными гирляндами с разного рода орнаментами.
Порталы Аббатства Тинтерн увенчаны стрельчатыми арками, ребра которых дополнены ступенчатыми профилями.
Также одним из основных перекрытий готической архитектуры были подпружные арки. Подпружные арки являются перекрытием, образующим внутреннее ребро цилиндрического свода. Данный вид перекрытий состоял из одного или двух рядов клинчатых блоков, изначально без лепного орнамента или других декоративных элементов. В эпоху «пламенеющей готики» подпружные арки уже стали изготавливаться из двух или трех рядов каменной кладки, что сделало такие криволинейные перекрытия значительно прочнее диагональных нервюр, выполненных из одного ряда кладки.
Подпружные арки сводов дворца Альгамбра дополнены скромными рельефами, разделяющими орнамент свода.
Во эпоху расцвета архитектуры Ренессанса и барокко арки были, не только опорными элементами, но и частью декоративного оформления – венчавшие их тимпаны и ниши, расположенные под дугой, украшались барельефами и росписью. В этот период в восточном зодчестве стали использоваться подковообразные арки, традиционный элемент индийского, мавританского и арабского зодчества. Дуга подковообразной арки составляет 2/3 окружности, и часто дополняется боковыми дополнительными опорами у основания арки.
Подковообразные аркады мечети Укба в Тунисе поддерживаются колоннами с капителями, стилизованными под коринфский ордер.
С развитием технологий строительства, арки, аналогично колоннам, из опорной конструкции были преобразованы в элемент декора. Такой элемент, как арка, на порядок сложнее стоечно-балочной конструкции в силу технологии изготовления. Строительному материалу, из которого выполнена арка, камням или кирпичам, обязательно придается клиновидная форма. В таком случае, под воздействием силы тяжести кирпичи или камни будут только сильнее давить на соседние камни, тем самым, увеличивая устойчивость всей конструкции.