Жан Гужон (Jean Goujon), французский скульптор, график и архитектор эпохи Возрождения, родился между 1510-1520 годами – умер между 1563-1568 годами. В отличие от итальянских мастеров, вдохновленных идеей возрождения величия Древнего Рима, Гужон в своих работах сумел успешно воплотить истинный дух древнегреческого искусства. Изящность и чистота его стиля оказали значительное влияние на последующее развитие французского декоративного искусства.

Жан Гужон, литография 1821 г.

Жан Гужон, литография 1821 г.

Точная дата и место рождения Гужона доподлинно неизвестны. Предположительно, родным городом мастера является Руан. В городских архивах за 1541 г. Жан Гужон упоминается как архитектор и скульптор. Первоначальное художественное образование Гужон получает во Франции. По некоторым источникам, в этот период он знакомится с известным итальянским зодчим Себастьяном Серлио, что оказывает заметное влияние на формирование стиля будущего мастера. Немного позже Гужон отправляется в путешествие по Италии, где занимается раскопками и изучением древних памятников. По возвращении на родину в 1544 г. работает в Руане над надгробием сенешаля Луи де Брезе, супруга фаворитки короля Дианы де Пуатье. В этом же году Гужон переезжает в Париж, где работает над амвоном церкви Сен-Жермен-л'Осеруа (L’eglise Saint-Germain-l’Auxerrois). Сравнительно недавно стало известно, что Гужон является возможным автором скульптурного убранства капеллы Экуанского замка (Сhâteau d'Écouen), расположенного в шато в Валь-д’Уаз недалеко от Парижа.

 

Надгробие сенешаля Луи де Брезе

Первым из известных творений Гужона считается надгробие сенешаля Луи де Брезе в Руане. В общей композиции гробницы можно увидеть конную статую, которая находится в арочной нише. Отличительной чертой этого произведения являлось то, что в скульптурный ансамбль включены и кариатиды (нехарактерно для надгробий Венеции, Вероны и Бергамо в то время). Этот мотив позднее часто встречается в работах Гужона. Манера исполнения распростертого на постаменте тела для мастера не свойственна – вполне возможно, что Гужон принимал участие только в проекте надгробия, но не в его исполнении.

Надгробие сенешаля Луи де Брезе (мужу Дианы Пуатье)

Надгробие сенешаля Луи де Брезе (мужу Дианы Пуатье). Сооружено в 1540 году по заказу Дианы Пуатье


Творческий союз с Пьером Леско

Свою творческую деятельность Гужон начинал как зодчий и декоратор, поскольку в то время скульптура была неразрывно связана с архитектурой. Гужон был талантлив и в архитектуре, и в скульптурной пластике. Долгие годы он работал вместе с выдающимся зодчим XVI века Пьером Леско. Первое их совместное произведение – парижский особняк Линьери, сегодня известен как отель «Карнавале».

Отель «Карнавале» (Hotel Carnavalet) в Париже (ныне - музей «Карнавале»)

Отель «Карнавале» (Hotel Carnavalet) в Париже (ныне - музей «Карнавале»). Построен в 1544 году по проекту Жана Гужона и Пьера Леско

В 1548-1562 гг. Гужон совместно с Пьером Леско принимает участие в строительстве нового здания Лувра. Авторству Гужона принадлежат многие из интерьеров дворца и скульптурное оформление дворцового фасада. Кариатиды, поддерживающие трибуну, расположенную в «Шведском зале», имеют примечательную особенность – в противоположность характерным для итальянского маньеризма удлиненным формам, кариатиды Гужона обладают классическими, близкими к естественным, пропорциями. Есть мнение, что прообразом трибуны послужил Портик кариатид знаменитого храма Эрехтейон в Афинах.

Кариатида, поддерживающая трибуну (Лувр, Шведский зал, 1548-1562)

Кариатида, поддерживающая трибуну (Лувр, Шведский зал, 1548-1562). Прослеживается сходство с кариатидами Эрехтейона

Роскошная «Лестница Генриха II», работы над которой были закончены в 1556 г., обязана строгим единством своей богатейшей архитектурно-скульптурной композиции именно Гужону, хотя в трудах по ее созданию принимали участие и многие другие мастера. Несмотря на многочисленные последовавшие переделки Лувра, своим неповторимым обликом он обязан, прежде всего, таланту союза двух мастеров – Леско и Гужона.

Деталь фасада Лувра, в оформлении которого принимал участие Жан Гужон в 1550-е годы

Деталь фасада Лувра, в оформлении которого принимал участие Жан Гужон в 1550-е годы


«Фонтан невинных»

В том же составе мастера работают и над праздничным оформлением Парижа по случаю торжественного въезда короля Генриха II в 1549 году. Именно в это время ими было создано одно из наиболее известных произведений французского искусства эпохи Ренессанса — «Фонтан невинных». Для фонтана ими было выполнено 15 рельефов: вертикальные (нимфы) и горизонтальные – с наядами, тритонами и амурами. Примечателен предложенный Гужоном новый вид барельефов – полностью размещенные в раме фигуры, расположенные на плоской каменной плите, успешно создают иллюзию перспективы.

«Фонтан Невинных» (Fontaine des Innocents, Париж)

«Фонтан Невинных» (Fontaine des Innocents, Париж). Посвящен торжественному вступлению в Париж в 1549 году короля Генриха II. (Проект Пьера Леско, исполнение – Жан Гужон). Архитектоника фонтана унаследована от древнеримских нимфеумов

Церковь Сен-Жермен-л'Осеруа Над оформлением церкви Сен-Жермен-л'Осеруа (L'église Saint-Germain-l'Auxerrois), находящейся на Луврской площади Парижа, Гужон работал в 1544-1545 гг. Им были выполнены 5 рельефов – «Снятие с креста» и четыре изображения евангелистов, а также шесть голов херувимов. В рельефах ясно прослеживается античный стиль – мягко вылепленная мускулатура и совершенное строение тел, драпированных параллельными складками одежд, подчеркивает их физическую силу и красоту.

Портал церкви Сен-Жермен-л'Осеруа Луврской площади Парижа

Портал церкви Сен-Жермен-л'Осеруа Луврской площади Парижа, над оформлением которой работал Гужон в 1544-1545 гг.

Церковь Сен-Жермен-л'Осеруа, Париж

Церковь Сен-Жермен-л'Осеруа, Париж. Общая внутренняя отделка была выполнена (предположительно) Пьером Леско, а оформление амвона (на заднем плане) – Жаном Гужоном


Другие работы Жана Гужона

К менее известным работам Гужона относят скульптурное убранство отеля Линьери (1545 г.) и капеллы в замке Экуан (в настоящее время в замке располагается Национальный музей Ренессанса). Его же авторству (ок. 1540-1550 гг.) принадлежат фигуры, располагавшиеся на здании Парижской ратуши – «Аллегории Двенадцати месяцев», утраченные при пожаре в 1871 г. В качестве графика Гужон известен гравюрами, иллюстрирующими трактат известного теоретика архитектуры Витрувия. В творчестве Гужона традиции античной классики и итальянского Ренессанса органично сочетаются с богатым наследием французской культуры. Современник художника, знаменитый французский поэт Пьер де Ронсар, воспел Гужона как величайшего скульптора эпохи.

 

Наиболее известные работы Жана Гужона:

1. Надгробие сенешаля Луи де Брезе (Руан)

2. Оформление церкви Сен-Жермен-л'Осеруа (L'église Saint-Germain-l'Auxerrois, 1544, Париж, Луврская площадь)

3. «Фонтан Невинных» (Fontaine des Innocents, 1547-1550, Париж, площадь Жоашен Дю Белле)

4. Оформление Лувра (Muséedu Louvre, 1548-1562, Париж)

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

 
Посетите каталог