Галеаццо Алесси

Алесси Галеаццо (Galeazzo Alessi, 1512-1572) – известный итальянский архитектор. Родился в Перудже (Perugia), в семье каменщика. Там же прошел обучение у Бальдассаре Перуцци и Антонио Сангалло. Позже, в Риме, учился у Микеланджело Буонарроти и, по некоторым сведениям, у Г. Б. Капорали.

Алесси Галеаццо, памятный медальон

Алесси Галеаццо, памятный медальон

Работы и жизнь архитектора

Известен в первую очередь своим зодчеством в Генуе, где, с учетом особенностей местного рельефа, им был спроектирован и возведен городской дворец нового типа – расположенный на склоне, с развернутой в глубину террасной композицией (палаццо Леркари-Пароди, 1567), впоследствии усиленной широким использованием аркад, лестниц, вестибюлей и внутренних двориков (дворец Томмазо Марини, Милан, вторая половина 16 века).

Вилла Джустиниани (Villa Giustiniani-Cambiaso)

Вилла Джустиниани (Villa Giustiniani-Cambiaso), Альбаро, фасад

Некоторое время Галеацци обучается в Риме у Микеланджело, после чего, будучи уже достаточно опытным архитектором, переезжает в Геную. Это событие, произошедшее примерно в середине 16 столетия, открывает новую эпоху в генуэзской архитектуре. Основным достижением зодчих Генуи и отличительным знаком города стал оригинальный тип городского палаццо. В сравнении с дворцами Рима и Тосканы генуэзские постройки отличаются большей внешней роскошью и живописностью, а с технической точки зрения – имеют более высокую пространственную сложность и разнообразие внутренних помещений. Одни из самых известных достижений Алесси Галеаццо – палаццо Саули (1555, частично разрушен) и палаццо Пароди (начало постройки в 1567) реализуют идею чередования открытых и закрытых помещений, находящихся на одной пространственной оси. Присущий Генуе гористый рельеф обуславливает разноуровневое расположение элементов анфилады – вестибюли, залы, парадные лестницы и внутренние дворики в сочетании с искусно размещенными порталами, лоджиями и аркадами производят исключительно эффектное впечатление. Великолепие и роскошь интерьера дворцов подчеркивается разнообразием и богатством пространственной композиции. Этот же подход был впоследствии развит одним из наиболее талантливых учеников Алесси, зодчим Рокко да Лурага, в возведенном им в 1564 году палаццо Дориа-Турси. Алесси обогатил Геную и другими архитектурными композициями, к числу которых относятся дворцы Спинола, Бьянко, Гримальди и вилла Паллавичини. Однако настоящим шедевром считается церковь Santa Maria Assunta, построенная в жилом районе Кариньяно, расположенном на холмах недалеко от центра города. Впоследствии церковь стала более известна как Santa Maria Assunta di Carignano. Спроектированная Алесси в 1522 г. по заказу одного из генуэзских патрициев, церковь строилась более 50 лет – купол был завершен только к 1603 году. После реконструкции фасада, выполненной Carlo Barabino в 19 веке и повторного освящения в 1951 г. церковь получила ранг базилики. Строение имеет форму равностороннего («греческого») креста с пятью куполами и двумя колокольнями (в оригинальном проекте их было 4), обрамляющими главный фасад, на котором установлены статуи апостолов Петра и Павла.

Базилика Santa Maria Assunta di Carignano

Базилика Santa Maria Assunta di Carignano, главный фасад. Хорошо видны 2 оставшиеся от первоначального проекта колокольни и статуи апостолов Петра и Павла

обрамляющими главный фасад, на котором установлены статуи апостолов Петра и Павла. Другими произведениями Алесси Галеаццо являются вилла Джустиниани (Альбаро), церкви San-Vittore и San-Paolo, фасад церкви San-Celso и дворец Томмазо Марини (Милан). По заказу дожа Генуи в 1550 г. Алесси спроектировал улицу Страда-Маджоре (позже получившую название Страда-Нуова, ныне Виа Гарибальди), ставшую одним из первых ренессансных проспектов. Алесси был широко известен за пределами Италии – заказы к нему поступали из Фландрии, Германии, Неаполя и Сицилии. Принимал он участие и в проектировании испанского Эскуриала. Школа Алесси во многом послужила предтечей архитектуры эпохи барокко, особенно в отношении пространственной композиции. Фасады генуэзских палаццо соединяют в себе пышность и легкость; нижний этаж, как правило, обработан рустом, а 2-й и 3-й этажи соединены каннелированными пилястрами.

Страда-Маджоре, затем Страда-Нуово, а ныне - Виа Гарибальди в Генуе

Страда-Маджоре, затем Страда-Нуово, а ныне - Виа Гарибальди в Генуе. Протяжённость улицы - 250 метров, ширина – 7.5 метров

Наиболее известные творения Алесси Галеаццо:

1. Базилика Santa Maria Assunta di Carignano (Генуя, 1522)

2. Дворец Томмазо Марини (Милан, 1557)

3. Вилла Джустиниани (Генуя, Альбаро)

4. Вилла Паллавичини (Генуя)

5. Фасад церкви Santa Maria presso San Celso (Милан)

6. Дизайн улицы Страда-Маджоре (Страда-Нуова), (Генуя, 1550)

7. Палаццо Саули (1555) 8. Палаццо Пароди (1567)

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

 
Посетите каталог