да Кортона Пьетро

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, настоящее имя Пьетро Берреттини, Berrettini), известный итальянский архитектор и живописец. Родился 1 ноября 1596 года в Кортоне, что находится в провинции Ареццо.

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, 1596-1669 гг.). Автопортрет, 1600 г.

Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona, 1596-1669 гг.). Автопортрет, 1600 г.

Творческая стезя Пьетро да Кортоны

Свою деятельность да Кортона начинал с Тосканы, а с 1612 года переехал в Рим. Здесь он обучался живописи у лучших художников Флоренции – Баччо Чарпи (Bacio Charpy) и Андреа Коммоди (Andrea Commodi). У Пьетро да Кортона, помимо живописного, не менее ярко был выражен и архитектурный талант. В своих архитектурных работах, в частности, в работе над Церковью Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace), он проявил себя как выдающийся зодчий своего времени, работающий в стиле барокко. Являясь поклонником архитектурного творчества Андреа Палладио (Andrea Palladio) и Донато Браманте (Donato Bramante), он стремился к творческому преобразованию их наследия.

Вилла Саккетти в Кастельфузанно (La Villa di Castel Fusano dai Sacchetti ai Chigi)

В 1625—1630 гг. по проекту Пьетро да Кортона была построена вилла Саккетти в Кастельфузанно, в архитектурном решении которой весьма четко проявилась, присущая Кортоне живая и сложная пластика построения архитектурных объемов. К сожалению, до наших времен данная архитектурная работа да Кортона не сохранилась.

Картина Жанине, Жан-Франсуа «Вилла Саккетти»

Картина Жанине, Жан-Франсуа «Вилла Саккетти»

Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina)

В 1634-1650 годах да Кортона проектирует и строит свое самое значительное сооружение, а именно, Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina). Центральный фасад двухэтажного здания, описывая выпуклую кривую, как бы продолжает боковое смещение двух прямоугольных блоков, прилегающих друг к другу. Купол церкви выполнен в барочном стиле. Загубленные в стену колонны придают церкви схожесть с вестибюлем Библиотеки Медичи Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana).

Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina, 1634-1650 гг.)

Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina, 1634-1650 гг.)

Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace)

В 1656 году зодчий строит не менее знаменательное архитектурное творение – Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace). Перед церковью да Кортона создал небольшую пятигранную площадь в ярко выраженном барочном стиле. Визуальная «объемность» здания и выразительность входной полуротонды обеспечивается сложным переплетением пластических элементов фасада. В архитектурном решении именно этой работой наглядно демонстрируется органичность и пластичность мышления одаренного мастера – динамизм, театральная эффектность и непревзойденное сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей, придающих сооружению особую интригу и привлекательность.

Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace, 1656 г.)

Церковь Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace, 1656 г.)

Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata)

В 1658-1663 гг. по инициативе папы Александра VII (Alexander VIII PP) архитектор да Кортона спроектировал и построил новый фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata). Портик и лоджия здания церкви, в отличие от многих других его барочных фасадов, лишены изогнутой формы. Входной фасад архитектор оформил портиком в антах. К тому же, добившись от папы Александра VII разрешения на возведение второго этажа, он достроил бельведер, так называемую, надстройку над основным зданием, которая хотя и не несёт функциональную нагрузку, тем не менее, предотвращает «зрительное подавление» церкви окружающими зданиями.

Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata, 1658-1663 гг.)

Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата (La facciata della Basilica di Santa Maria in Via Lata, 1658-1663 гг.)

В 1642 году да Кортона переезжает в Болонью, где после смерти итальянского живописца болонской школы Гвидо Рении (Guido Reni), возглавляет местную школу живописи. Поздние свои живописные работы мастер создает в более аскетичном стиле, отодвигая на второй план столь свойственную ему пышность и театрализованность. И живописные, и архитектурные работы мастера отличаются пространственным единством объемов, тщательной разработкой мельчайших деталей, акцентированием с помощью игры тени и света, а также высоким уровнем пластичности и ориентацией на перспективное восприятие. Умер Пьетро да Кортона 16 мая 1669 года, в Риме.

Перечень известных работ Пьетро да Кортона:

1. Вилла Саккетти в Кастельфузанно (La Villa di Castel Fusano dai Sacchetti ai Chigi, 1625—1630 гг.)

2. Церковь Святого Луки и Святой Мартины (Chiesa dei Santi Luca e Martina, 1634—1650 гг.).

3. Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace, 1656 г.)

4. Санта-Мария-ин-Виа-Лата (Basilica di Santa Maria in Via Lata, 1658—1662 гг.)

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

 
Посетите каталог